Перемены нужны, но не любой ценой
Интервью с руководителем департамента профессионального образования и науки администрации края Евгением Геннадьевичем Красновым
- Евгений Геннадьевич, есть ли какие-нибудь новости о реформе в системе образования, какова судьба тех концепций, которые всколыхнули, пожалуй, все общество?
Ведь образование - это та сфера, к которой так или иначе обращается каждый.
- Интерес общества к этому вопросу действительно весьма высок. Особая тревога, обеспокоенность вызвана предполагаемой революционной ломкой управления всей системой образования. Пока ректорский корпус не поддержал ни один проект концепции реформирования. Даже у руководства Минобразования нет единой точки зрения на сей счет. Поспешность в решении такого важного вопроса может разрушить, пожалуй, последнюю опору, которая у нас еще осталась. Сегодня мы имеем одну из самых достойных систем образования в мире. И это общепризнанный факт. Но есть факты, которые не могут никого оставить равнодушными. Россия, пожалуй, будет единственной крупной державой, которая войдет в XXI век с количеством студентов на 600 тысяч человек меньшим, чем она имела в 1980 году.
По числу студентов на 100 тысяч населения мы занимаем 14-е место, и такие страны, как Аргентина, Корея, Уругвай, нас обогнали. Если в США на 100 тысяч населения приходится 5591 студент, в Швеции - 2248, то в России - 1900. Кто скажет, что маленькой Швеции нужно больше образованных людей, чем великой России?
Если раньше мы хищнически разбазаривали только наши природные ресурсы, то теперь добрались и до интеллектуальных. А это страшно. Мы скоро можем сдать передовые позиции в образовании и оказаться на периферии в этой важнейшей области.
О том, что перемены нужны, никто не спорит. Меняется ситуация в стране, меняются условия жизни. Но, на мой взгляд, ректоры правы в том, что делать это надо деликатно, осторожно, разумно. Реформы должны исходить из долговременных интересов страны, быть в высшей степени взвешенными, осуществляться поэтапно. Нельзя допустить снижения образованности общества, сокращения в нем доли высококвалифицированных специалистов. И еще бы я назвал одну ошибку разработчиков концепций. Думаю, неприятие каких-то положений идет от элементарного непонимания. А никто и не позаботился о том, чтобы их, авторов программ, поняли. Ведь широкого, гласного обсуждения, разъяснения выдвинутых идей не было. Возможно, к этому и не стремились. Но цель и методы реформы должны дойти до каждого преподавателя, учителя, студента, перемены должны изменить их менталитет.
В конце декабря совет союза ректоров был ознакомлен с новым вариантом концепции. По многим положениям принципиального характера позиция ректоров остается остро критичной.
Они считают, что в концепции обозначены поэтапный уход государства от своих обязательств и перекладывание их на регионы. Есть противоречия с законом об образовании. Поэтому было принято решение: взяв за основу все наработанное за полгода и учитывая предложения регионов и Совета федерации, довести документ до нужного уровня. А затем обсудить его на съезде ректоров.
Наш краевой совет ректоров свою позицию, свои предложения уже выработал и отправил в рабочую комиссию.
- А что ожидает учебные заведения нашего края в этом году? Удалось ли вашим людям в краевой думе обратить внимание законодательной власти на проблемы образования?
- Очень на это надеюсь. Учебные заведения всех уровней представляют в думе три наших депутата. Это Александр Васильевич Бойко, директор Кировского сельскохозяйственного лицея № 55, Борис Иванович Уманец, директор Уссурийского совхоза-техникума, Вячеслав Иванович Седых, начальник Дальневосточной государственной морской академии, председатель совета ректоров вузов края. Борис Иванович избран вице-спикером. Думаю, это уже маленькая победа. Хотелось бы верить, что наконец-то появилось понимание того, что экономическое развитие края прямо связано с развитием образования и науки в нем. Благодаря прошлому составу думы в краевом бюджете появилась строка в поддержку профессионального образования. За что большое спасибо депутатам. Надеемся на взаимное сотрудничество и с нынешней думой.
Как бы ни закончились дискуссии о концепции реформирования системы образования, рассчитывать только на государственную поддержку сегодня нельзя. А зная о том, что на образование в 1997 году в бюджете было 18 триллионов 470 миллиардов рублей, а на 1998 год заложено 16 триллионов 250 миллиардов, что в ходе выполнения бюджета в прошлом году “защищенные” образование и наука финансировались хуже многих отраслей, отнесенных к незащищенным, мы просто обязаны подстраховать себя. Надо иметь в виду и то, что правительство вышло с предложением приостановить действие некоторых статей законов об образовании и послевузовском профессиональном образовании, о науке и государственной научно-технической политике - тех, что касаются финансирования образования и науки.
Очень жаль, если это в самом деле случится. Хотелось бы напомнить слова профессора Московского университета Сперанского, который еще в начале века писал: “А между тем наука, источник великого прогресса, сама по себе непродуктивна. Она обогащает тех, кто её применяет, но не истинных своих создателей... Необходимо, чтобы общество вступилось для исправления этой вековой несправедливости, которой оно пользуется... чтобы оно авансировало предприятие, доходы от которого достанутся ему”.
- Вот уже 5 месяцев вы в новом качестве - руководитель департамента профессионального образования и науки. Теперь, когда все ступеньки профессионального образования собраны, как вы выразились, под единой крышей, образовательное пространство в крае стало действительно единым? И что это дает?
- Древняя мудрость гласит: “Тот, кто думает о сегодняшнем дне страны, заботится о хлебе насущном. Тот же, кто о завтрашнем дне, - вглядывается в молодые лица”. Так вот, наш губернатор не только вглядывается в эти лица, а пытается поддержать молодежь в ее стремлении учиться. О его программе и как она воплощается в жизнь, мы говорили не раз. Очередное решение Евгения Ивановича создать департамент профессионального образования и науки принято в рамках этой программы. И, надо сказать, принято вовремя. В условиях предстоящих перемен, а они в любом случае будут, очень важно, что теперь все профессиональное образование объединено. Думаю, так легче будет без потерь сохранить нашу краевую систему образования. А интеграционные процессы начались еще до появления новой структуры. Многоуровневая подготовка специалистов все более привлекает и средние, и высшие учебные заведения. Свою роль здесь мы видим в том, чтобы поддержать, оказать помощь.
- О каких возможных потерях вы говорите?
- Это и профессиональные кадры, и материальная собственность. Наша главная задача - сохранить потенциал учебных заведений. И настроены делать это со всей решительностью. В 1997 году закончился мораторий на приватизацию государственных учебных заведений. Не исключено, что этот вопрос вновь может возникнуть, хотя в мире нет такого опыта, чтобы государственный вуз становился частным. Страны Европы опираются на государственные системы образования. 98 процентов вузов субсидируются государствами. Наша ответственность здесь очень велика. Собственность легко передать, но не взять обратно, каковы бы ни были последствия. А при нашей правовой культуре и нынешней ситуации в России учебные заведения будут мгновенно разграблены, погибнут научные школы. Свою жесткую позицию в этом вопросе наш губернатор изложил в письме министру образования. Высказал свое мнение по этому поводу и совет ректоров.
В условиях, когда часть забот мы вынуждены возложить на себя, актуальным становится вопрос о многоканальном финансировании. Но и здесь нас может подстерегать скрытая приватизация. Поэтому потребуется глубокий анализ и помощь как законодательной власти, так и муниципальной.
- А можно ли надеяться, что департамент защитит нас от обмана хозяев образовательного бизнеса? Существует ли в крае система контроля за платным образованием, негосударственными учебными заведениями, различными центрами, которые организуют всякого рода курсы, при этом многое обещая?
- Вопрос сложный и актуальный. И со временем приобретает все большую остроту. Эта тема заслуживает особого внимания и, может быть, отдельного разговора. А если коротко, то защита прав потребителей, конечно, забота государства. И в сфере образовательных услуг на территории нашего края мы делаем это совместно с комитетом по защите прав потребителей. Недавно созданный при департаменте отдел по аттестации и аккредитации сможет выполнять эту функцию более последовательно, целенаправленно, компетентно. Хотя нашим сотрудникам, которым так или иначе приходится заниматься и жалобами, и разъяснительной работой, в компетентности не откажешь. По возможности мы пытаемся предупредить ваши ошибки, проводя консультации в средствах массовой информации, в фонде развития высшего и среднего специального образования “Тихоокеанский”.
Главное предостережение: не доверяйте на слово красивой рекламе. Если это негосударственное учебное заведение, то прежде всего необходимо выяснить, есть ли у него лицензия на право образовательной деятельности. Есть ли договор аренды на тот случай, когда здания, в которых проходит обучение, не находятся в собственности вуза.
Говоря сегодня о престиже диплома по полученной специальности, о его котировке на рынке труда, следует учесть, что работодатель отдает предпочтение государственному образованию, коммерческое приветствуется как второе.
Но хочу отметить, что после государственной аттестации и аккредитации негосударственное учебное заведение уравнивается в своих правах с государственными учебными заведениями и имеет право выдавать дипломы государственного образца.
В качестве примера хотелось бы привести Институт технологии и бизнеса в городе Находке, который в числе первых успешно прошел эту сложную и очень важную процедуру. Со всей ответственностью могу сказать, что этому молодому вузу можно доверять.
В ближайшее время мы планируем опубликовать список учебных заведений, имеющих лицензии на образовательную деятельность.
Говоря о платном и негосударственном образовании, хотелось бы разделить эти понятия. Сегодня платное образование в государственной системе составляет 20 процентов. Это не так много. А если учесть, что каждое учебное заведение прежде всего обязано выполнить государственный заказ по набору и выполняет его в полном объеме, то я бы оценил дополнительный (платный) набор как факт положительный.
С одной стороны, он дает возможность учебному заведению хоть немного поправить свои финансовые дела, а с другой - реализовать потребности личности в повышении своего образовательного уровня. При этом студентов, обучающихся за плату, не может быть бесконечно много. Согласно закону, каждое учебное заведение обязано вести прием, учитывая предельную численность, установленную лицензией. И эти цифры департаментом строго контролируются.
- Евгений Геннадьевич, большое спасибо за содержательную беседу.
- Надеюсь, она не последняя.