Работа - счастье, горе - когда ее нет
И вновь нависли тучи над уникальным оборонным предприятием Приморья - арсеньевской авиакомпанией “Прогресс”. Ее трудовой коллектив буквально пошел с шапкой по кругу во спасение уже не то чтобы производства, а самих людей, обратившись за материальной помощью в ряд высоких инстанций. Первой откликнулась администрация края, выделив авиастроителям 200 миллионов рублей, на которые закуплены мука - по 8 кг на работника и тушенка - по 5 банок. В общем, на неделю продления физического существования. А дальше что?
А дальше... Увы, в столь тревожный момент не получается пока связки между новой администрацией предприятия и трудовым коллективом. Более того, в последние дни обозначилось нарастающее противостояние. Возобновил свою деятельность забастовочный комитет, который действует в тандеме с профкомом. 19 января авиастроители вновь вышли на митинг, требуя погашения хотя бы части задолженности по заработной плате. И в самом деле: уму непостижимо, как вообще можно жить, не получая ее уже в течение 19 месяцев? Новый год многие прогрессовцы встречали не только без традиционной бутылки шампанского, но и... без хлеба. Хлеб в счет зарплаты из-за больших долгов горхлебокомбинату прекратили выдавать еще 1 декабря. И при этом за прошедшие 2 месяца администрация завода смогла изыскать лишь по 300 тысяч рублей на работника, чем нарушила один из главных пунктов протокола примирительной комиссии, скрепленного подписями обеих сторон несколько ранее и предполагавшего значительно больше.
Это невыполненное обещание, а также ряд других, зафиксированных в названном документе, но сорванных руководством авиакомпании, и стали причиной нарастания напряженности во взаимоотношениях между профкомом и стачкомом, с одной стороны, с другой - администрацией, которую в ноябре возглавил Виктор Печенкин. Спровоцировали очередной виток противостояния и последние приказы по предприятию. Одним из них намечено массовое сокращение кадров - сразу 1000 человек выбрасывается за проходную в тот момент, когда городская биржа труда не выплачивает пособия по безработице уже в течение года. Согласно другому приказу, завод со 2-й декады января работает в дежурном режиме - практически все авиастроители находятся в очередном административном отпуске. С минимальным начислением оплаты. Профком и стачком опровергают законность любых сокращений, поскольку они запрещены тем же протоколом примирительной комиссии до тех пор, пока коллектив находится в состоянии трудового спора с администрацией.
Накал страстей происходит на фоне продолжающегося падения объемов производства и, соответственно, еще большего ухудшения финансового состояния предприятия. В минувшем году не выпущено ни единой “Черной акулы”, кроме одной, которой закрыт госзаказ еще 1996 года. (В лучшие времена “Прогресс” собирал в год более 100 предшественников этой машины - геликоптеров “Ми-24”, известных еще как “Летающие танки”.) Сборочные конвейеры осилили лишь 4 легких гражданских вертолета “Ми-34”. Практически замороженными оказались производства морской тематики и товаров народного потребления. Призрачны перспективы на твердый госзаказ по году нынешнему, хотя Москву неустанно “терзают” по этому поводу госдумцы от Приморья и высшие руководители края. Хотя обещал посодействовать в том сам Лев Рохлин, курирующий в парламенте оборонку страны и недавно посетивший Арсеньев.
Сегодня государство ничего не должно авиастроителям по госзаказам предыдущих лет. Между тем кредиторская задолженность “Прогресса” уже превышает 100 млрд. неденоминированных рублей. Только городской бюджет претендует на 48 млрд. налоговых рублей. Муниципальному предприятию “Тепловодоснабжение” авиакомпания задолжала около 40 млрд., и стачком теплоэнергетиков постановил отключить заводскую теплотрассу еще 15 января. Пока он разбирается с собственной администрацией, которая не выполнила это решение, трубы в цехах еще теплятся. Но если главную задвижку все-таки перекроют, то “Прогресс” ждет полная остановка до апреля-мая.
В этих условиях заводская администрация пытается спасти ситуацию, добиваясь хоть какого-нибудь перелома в финансовом состоянии предприятия. Генеральный директор В. Печенкин уже около месяца ходит по московским кабинетам, решая задачи по госзаказу, по поиску оборотных средств на сборку машин, находящихся в заделе. 20 января он принял участие в тюменском совещании руководителей оборонных предприятий, участвующих в контракте на поставку Китаю двух боевых кораблей. Свою долю получат и прогрессовцы, обеспечивающие контракт знаменитыми ракетными комплексами “Москит”.
Вот на это пока и делает ставку руководство авиакомпании. Предполагается, что полученная сумма позволит не только выдать работникам сразу двухмесячную зарплату, но и выплачивать им несколько месяцев по 500-600 тысяч рублей до наступления лучших времен: подписания других контрактов и вступления в силу очередного госзаказа. Кроме того, появится хоть какая-то “оборотка” для оживления производства. Как сообщил председатель совета директоров “Прогресса” Владимир Бондаренко, “китайские” деньги уже в ближайшее время должны прийти на завод.
Что это - свет в конце туннеля или призрак очередной надежды авиастроителей, которая снова может не сбыться?
По крайней мере сами они уже никому и ничему не верят. Только что состоялась конференция трудового коллектива, которая поставила перед администрацией ряд вопросов в довольно резкой форме. Она потребовала до 1 марта погасить всю задолженность по зарплате за 1996 год. Из этого следует, что администрация обязана выплатить долги не за 2, а за 6 месяцев - с июля по декабрь позапрошлого года. В противном случае будет рассмотрен вопрос о доверии руководству авиакомпании. Правлению АО предложено ограничить размеры оплаты труда высшим управленцам до стабилизации ситуации.
...Пустынны цеха завода, сбросившего за короткое время численность работающих с 15 до 5 тысяч и обреченного уже в этом году уменьшить ее до 4 тысяч. Все больше от безделья деградируют оставшиеся кадры. День ото дня умирают технологии мирового уровня. И мне еще раз вспоминаются слова мудрого директора “Прогресса” 60-70-х годов, Героя соцтруда Николая Сазыкина, с которым посчастливилось в свое время общаться и который однажды прозорливо сказал: “Не бойтесь много работать - это счастье, когда много работы. Горе - когда ее нет”.