"Зов предков"
В Карусельном зале Лувра в канун Рождества состоялся ХV традиционный конкурс молодых непрофессиональных дизайнеров, учрежденный в свое время знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом
Среди 12 стран-участниц: Аргентина, Франция, Бельгия, Канада, Колумбия, Китай, Италия, Япония, Корея - была и Россия. Нашу страну уже в третий раз представляли студенты института моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. И весьма успешно. Подтверждение тому - сразу 2 национальные премии - каждая по 3000 франков (3 миллиона рублей), которые им присудили в качестве награды. Одну получила студентка 2-го курса кафедры индустрии моды Ольга Васильева за свою оригинальную модель из коллекции “Зов предков”, созданную по мотивам традиционной национальной одежды коренных народов Дальнего Востока. Вторую - пятикурсница Марина Бреда - за мельхиоровое колье. Кстати, наши будущие дизайнеры впервые выставляли собственную коллекцию бижутерии. На это решились всего 5 стран-участниц столь престижного конкурса.
Где во Франции можно увидеть модницу?
“В стране, где много раздеваются, - одеваться нужно хорошо”, - сказала как-то известная кутюрье Жанна Ланвен. И действительно, француженки часто меняют одежду в течение дня. А производство модных моделей в Париже всегда было синонимом женской элегантности и всяческих нововведений. Тем не менее сногсшибательные наряды мы смогли увидеть только в роскошных витринах дорогих магазинов, а сногсшибательных парижанок - на подиуме.
В метро, музеях, на старых улочках в самом сердце Парижа и даже в маленьких уютных кафе встречались совершенно другие француженки. Они одеваются столь же скромно и сдержанно, сколько пользуются косметикой (даже бледно-розовый лак на ногтях здесь считается признаком дурного тона). Драповое пальто до середины колена преимущественно черного цвета или болоньевая курточка-ветровка с брючками (молодежь предпочитает брючки на бедрах, в обтяжку и блузки из органзы - плотной, прозрачной ткани, с острым простеньким воротничком), яркий длинный шарф, тончайший капрон, туфли-лодочки на каблучке средней толщины. И никакого головного убора, даже когда на улице снег и сильный ветер.
Впрочем, именно волосы - здоровые, блестящие, естественного тона я бы назвала главным украшением парижанок. Хотя и в обычной повседневной жизни, и в скромном, на первый взгляд, одеянии современным француженкам удается сохранять особый шарм. Быть может, они унаследовали его от своих предшественниц - королевских куртизанок и дам полусвета, подтверждая тем самым старую истину: женщинами не рождаются - женщинами становятся.
Весь мир - за полтора часа в “Карусели”
“Путешествие” - таков был девиз нынешнего ХV конкурса молодежной моды в Париже, на который пришли посмотреть около полутора тысяч человек. Для этих целей в Лувре был снят зал “Карусель”, напоминающий концертный: ряды кресел, сцена. Подиум монтировали в самое последнее мгновение (аренда стоит бешено дорого), драпировали бело-синей тканью, крепили знаки спонсоров: "Голд-стар", "Французские авиалинии". Но что-то не заладилось, и гостей ровно час продержали в духоте и страшной толкотне перед входом. И благополучная Европа, оказывается, не застрахована от такого рода конфузов. Хотя все последующее действо с лихвой перекрыло эти досадные моменты.
Во-первых, модели: яркие, смелые, неожиданные, порой необычные до нелепости - словом, без всяких “тормозов”, сплошь свободная фантазия! По 10 от каждой страны-участницы. Италия - вся в черных тонах, стильно, но как-то уж очень классически, Колумбия - авангард особенно выигрышно смотрится на фоне средневековых масок, Япония покоряет яркостью красок и техникой трикотажных тканей. Аргентина -”металлическим купальником” с шлемом, увенчанным антенной.
Во-вторых, сами топ-модели, лучшие из лучших в Париже, белые и темнокожие, с безукоризненными фигурами, формой плеча, бедра, стилизованным золотым локоном под модерн и соответствующим ростом - выше 180 см.
И, наконец, жюри. В его составе были такие известные кутюрье, как Пако Рабан и Оливье Лапидус.
В их таланте на этот раз мы смогли убедиться воочию, не все же по телевизору. Пока жюри подводило итоги конкурса, на подиуме шел показ их коллекций высокой моды, от которой, признаться, дух захватывало.
Лично на меня особое впечатление произвели модели О. Лапидуса, в первую очередь его элегантные платья, словно сотканные из лунного света, с мягкими, струящимися, размытыми линиями. Хотя четкие строгие силуэты удаются Лапидусу не хуже. Основная философия его моды - это создание гармонии между вчера и сегодня. “Настоящее возникает только благодаря балансу между традиционным и новаторским, - любит говорить он и при этом добавляет: - Чтобы не дать остановиться процессу обновления в мире моды, необходимо привлечь творческие силы молодых”.
Интересна история самого Оливье. Чтобы не жить в тени славы отца, известного кутюрье Теда Лапидуса, в 20 лет он сбежал в Японию и там под вымышленным именем творил свои коллекции. Вернулся в Париж уже знаменитым. В 1994 году Лапидус-младший был награжден высшей французской премией дизайнеров “Золотой наперсток”, а 2 года назад, в свои 37 лет, стал президентом престижного французского общества искусства и моды.
Оливье Лапидус, ничуть не противореча собственному утверждению: “Я не собираюсь жить под стеклянным колпаком с надписью “Руками не трогать”, оказался, пожалуй, самым коммуникабельным и доступным из всех членов жюри. И самым демократичным в одежде тоже: черные брюки, джинсовая голубая рубашка, черный галстук и пестро-серый пиджак. Он запросто ставил на программке свой размашистый автограф, а когда наша делегация подарила ему коробку конфет “Вечерний Владивосток”, Лапидус расплылся в широкой улыбке и с готовностью пообещал побывать в наших краях в качестве гостя.
После Европы
нас зовут в Азию
Впрочем, если дело дальше пойдет с таким же успехом - “звездные” дизайнеры и впрямь к нам зачастят. Владивостокские молодые кутюрье довольно уверенно чувствовали себя на парижском подиуме. А модель Ольги Васильевой: топик и брючки из белого атласа-лайкры, черный прозрачный плащ с кистями и шапочка - украшенные редким по красоте орнаментом, извлеченным из глубины веков, вызвали неподдельный интерес.
И хотя главный приз достался канадке Охане Джуен, которая подошла к девизу конкурса “Путешествие” с изрядной долей практицизма - она придумала “лоскутный” плащ, который в считанные мгновения может превращаться в дорожную сумку и наоборот, наши конкурсанты не унывают.
Модели студенток института моды и дизайна ВГУЭС Ольги Васильевой и Ольги Сино были отобраны жюри для показа на международном конкурсе непрофессиональных дизайнеров, который будет проходить в апреле в Пекине.
Спонсорами поездки будущих кутюрье в Париж стали "Банковские компьютерные системы", "Владивостокавиа", краевая администрация.