Чертова дюжина счастливых

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Семья, в которой растут трое детей, считается многодетной. А если детей 11? Суперсемья? Мама, конечно, героиня. А папа? Отцы таких семейств обычно как бы в тени супруги находятся. Зря. Таким суперсемьям без крепкого отцовского плеча не выжить. Поэтому наш сегодняшний гость - Папа. Анатолий БЕЛИКОВ “по совместительству” ежегодно и Дедом Морозом становится.

- Чем я не Дед Мороз? Борода уже поседела. Тулуп наизнанку, мешок за плечи...

- А в мешке-то что?

- Проблем нет. Во Владивостоке, в краевом бюро судебной медицины, к которому я как заведующий Дальнереченским отделением отношусь, мне вручают 11 подарков. Мама из детской инфекционной больницы, где она работает врачом, столько же приносит. И дальнереченская больница, где мое рабочее место, тоже 11 подарков вручает. Так что мешок полон.

Я обслуживаю еще и Красноармейский район. Оттуда милиционеры нам ежегодно 2-3 елки привозят. Игрушек за эти годы много накопилось, да и дети что-то всегда новое мастерят. Мы уже в середине декабря елки украшаем, все вместе. И до старого Нового года у нас эти красавицы стоят.

- Само праздничное застолье небось только на маминых плечах?

- А вот и нет. Мы двух чушечек держим. Правда, совместно со сторожем гаража. Моя задача - привезти поросят и корм. Дети приходят только “пообщаться”. А вот режем и всевозможные вкусности готовим со старшим сыном. Колбасы разные, сальтисон...

Моя мама раньше всегда чушек держала, поэтому я много премудростей знаю. Так что мясная часть праздничного стола на мне. И торт со старшей дочерью пеку. Малыши, конечно, стараются помочь. Но в основном мы с Машей колдуем. У нас свой фирменный рецепт. Садимся после 10 вечера, чтобы никто не мешал, и священнодействуем. Слоев должно быть обязательно 13, по числу членов семьи. Мед, сахар, лимоны, орехи, сгущенка... Такой большой противень получается. На два дня хватает.

А у мамы перед праздниками и так забот много.

- Расскажите о своей жене. Где вы с ней познакомились?

- С Олей мы встретились в колхозе. Село Заречное, колхоз имени ХIХ партсъезда... Над ним тогда наш мединститут, где я работал на кафедре ассистентом, шефствовал. Я поехал руководителем группы студентов на прополку помидоров. Олю, учившуюся в том году в ординатуре, послали врачом. Все-таки 100 студентов работали. Ей было 23 года, мне - 42. Через месяц у моей Ольги Феодосьевны была назначена свадьба, уже приготовления шли, и жених приезжал в Заречное навещать. Но мы с первого взгляда поняли, что созданы друг для друга, что мы и есть те две половинки, которые вечно ищут друг друга.

Правда, поначалу возникли проблемы с ее родителями. Мой возраст, ее готовившаяся свадьба... Зато теперь я любимый зять. А с Олиными родителями мы почти ровесники.

- Вы сразу планировали большую семью?

- Я всегда мечтал, что у меня будет 13 детей. Это мое любимое число. И у нас ни разу даже мысли не возникало прервать беременность. Это было просто невозможно. В первые годы нашего брака еще не было УЗИ, мы не знали, кто будет - мальчик или девочка. Но настолько чувствовали себя единым целым, настолько у нас была развита интуиция, что давали имя ребенку еще в утробе матери. И ни разу не ошиблись.

- Вы по какой-то системе подбирали имена?

- Конечно. Сначала - в честь моих родителей, потом - Олиных, затем по именам ближайших родственников. У нас 5 мальчиков и 6 девочек. Все погодки. От 16 до 4 лет.

- Вы не боялись, что столь частые беременности и роды отразятся на здоровье жены, преждевременно ее состарят, испортят фигуру?

- С нами даже коллеги-медики вели “разъяснительную” работу, убеждали, что это вредно. Мы сами перерыли массу литературы, да и как врачи знали - перерыв должен быть не менее 2-3 лет. Но у нас не было чувства страха, мы были уверены, что все будет хорошо. И очень хотели иметь большую дружную семью. Тьфу-тьфу, какие-либо невзгоды нас миновали, все благополучно. А Оля по-прежнему красивая, любимая, желанная. Может быть, только чуть-чуть пополнела. Но это ее только украшает.

- Мне трудно представить себе женщину, хозяйку такого большого дома, не измотанную заботами. Ведь если один ребенок заболеет, то моментально вспыхнет мини-эпидемия.

- Бывает, конечно. На нас как-то болезнь Боткина обрушилась. Устоял почему-то я один. Все дети во главе с мамой оказались в больнице. Для нашей семьи даже специальную палату открыли. Я навещал их с дополнительными витаминами, фрукты носил. Одному дома было невыносимо тоскливо. Совершенно гнетущая, непривычная тишина. Но слава богу, все быстро пошли на поправку.

- И мама вновь включилась в домашние хлопоты.

- Оля, конечно, мечтает когда-нибудь по-настоящему выспаться. Мы обычно встаем в 6 утра, за час до подъема детей. Готовим завтрак. После зарплаты, как правило, бутерброды с сыром и колбасой. Перед зарплатой - жареная картошка с соленым огурчиком. Прекрасное блюдо. Двух сковородок, это примерно ведро картошки, хватает. А вообще у нас в неделю мешок картофеля уходит. Каждый день 7 буханок хлеба покупаем, в месяц на это тратим примерно 800 тысяч.

Днем дома почти никого нет. Мы с женой на работе, 9 детей в школе, двое - в садике. У школьников, правда, смены разные. Но пятеро занимаются танцами, а двое ходят в художественную школу. У нас с Олей из-за вредности профессии рабочий день укороченный, в 14 часов мы обычно уже дома. Ведро супа успеваем сварить с утра, параллельно с приготовлением завтрака. Поэтому после работы сразу беремся за приготовление ужина и загружаем “Индезит”. Стиральная машина-автомат - это здорово.

- Такую дорогую вещь осилили?

- Так это спасибо, нам в прошлом году в бюро судмедэкспертизы зарплату задержали на 6 месяцев. По совету коллег, получив “кучкой”, сразу 10 миллионов оставил в одном магазине. Купили стиральную машину, цветной телевизор, видеоплейер, утюг (сам гладит, честное слово) и фотоаппарат. Повезло. Жизнь заиграла.

- А как же без зарплаты так долго выкручивались?

- В нашем подъезде в основном бизнесмены и “челноки” живут. У нас хорошие отношения. Если что, всегда выручат - знают, что отдадим. Родственники в трудную минуту помогают. Нас поддерживают и детский фонд Галины Наздратенко, и отдел защиты материнства и детства. Вот на зимние каникулы, кстати, бесплатные путевки в санаторий на Седанке выделили. Даже Продовольственный фонд, который, к сожалению, сейчас обанкротился, помогал.

- Если не секрет, какой совокупный доход у вашей семьи в месяц?

- От 2,5 до 3 миллионов. “Детские” уже год не получаем. Но у нас есть участок земли. Выращиваем там картошку. Как правило, 30 мешков собираем. Дети с удовольствием работают. На зиму обычно две бочки капусты заквашиваем.

- Но ведь детей так хочется иногда побаловать...

- В нынешних условиях фрукты и прочие “вкусности” приходится по счету покупать. 13 яблок, 13 груш... Никто никогда лишнего не возьмет. По-коммунистически воспитываем. И делятся, конечно. Если вдруг одно яблоко осталось, даже самая маленькая всем по кусочку разделит. А еще у нас есть “волшебная шкатулка”. Однажды я купил мелких яблок, высыпал их в банку и проделал “фокус” - достал оттуда одно большое яблоко, в заначке у меня было. С тех пор эту банку и называем “волшебной шкатулкой”. Правда, любимое детьми мороженое там редко бывает. Представляете, сколько нужно выложить за 13 порций, даже самого дешевого?

- Дни рождения в вашей семье, наверное, чуть ли не каждый месяц?

- У нас и правда, почти весь гороскоп представлен. Вот только Свиньи не оказалось. А лучший подарок именинникам - поездка к бабушке во Владивосток. Несколько лет назад мы могли 2-3 купе закупить и все вместе поехать. Теперь это подарок. Во Владивостоке, конечно, и мороженое, и пирожные. Гуляем на всю катушку. Только бабушка и ее соседи потом долго в себя приходят после нашего “нашествия”. Согласитесь, по нынешним временам такое семейство шок вызывает.

- Дети между собой дружны или проблемы бывают?

- Конечно, бывают. Мы стараемся, чтобы младшие слушались старших. Но проблема в том, что старший может быть взрослее младшего всего на один год. Погодки ведь. Иногда и “кулачные бои” случаются. Вот Настя как-то Васю так по спине огрела, что тому пришлось примочки делать. Но ведь семья - это живой организм. Здесь все возможно.

- Вы наказываете детей?

- Один раз такое случилось. При всем “строе” отходил сына мухобойкой. Все этот случай помнят. Чуть что - где наша мухобойка? Только это не метод. Детей надо словом и примером воспитывать.

- Однако на такой жилплощади, по-моему, и сорваться немудрено.

- Тесновато, конечно. Две двухкомнатные квартиры соединены. А дети растут. Старшим иногда уединиться хочется. Мы им одну кухню отдали под кабинет.

- У подрастающих детей и запросы растут.

- Мы стараемся, чтобы они были хорошо одеты. Естественно, учитываем их возраст. Нельзя, чтобы ребенок начал комплексовать. Малыши иногда ревнуют. Но придет их черед - у них будет то же самое. Стараемся никого не обижать.

Андрей, самый старший, летом школу оканчивает. Собирается воплотить в жизнь мою несостоявшуюся мечту - будет поступать в морскую академию. А вообще он у нас добытчик - такой удачливый рыбак, что иногда рыбой просто закармливает, по нескольку дней из его улова деликатесы готовим.

- Когда в семье так много мальчиков, папе нужно поддерживать спортивную форму для примера подрастающему поколению?

- У нас дома есть спортивные снаряды. Я ведь и сам был в свое время гимнастом-перворазрядником. Правда, показывать что-то уже тяжеловато стало, но стараюсь.

- Понимаю, в 60 лет не каждый к спортивному снаряду подойдет.

- Вы считаете, 60 - это много? Мне на юбилей, который был в ноябре, дети склеили часы. Одна стрелка показывает на 60 вместо 6, другая - на 120. То есть они дали мне понять, что мною прожита лишь половина. А чувствую я себя на 20. У нас в семье все оптимисты.

- То, что дети оптимисты, понятно. Но откуда оптимизм у родителей, если передохнуть некогда?

- Почему же некогда? Фильм хороший идет - все бросим, будем смотреть. Для книги интересной, для газет и журналов всегда время находится. Другое дело - выписать сейчас что-либо сложно в материальном плане. Но теперь у многих такое положение. Зато у нас есть пианино, две гитары. Мама с Машей сейчас на курсы ходят - учатся на гитаре играть. Маша художественную школу окончила, ее рисунки даже в Японии побывали. Все дети чем-то увлечены. Мы ими гордимся.

- Понятно, что дети для вас главное. Но ведь хочется иногда взять к обеду бутылочку вина, отправиться в путешествие?

- Новый год без бутылки шампанского не бывает. Всем, даже самым маленьким, достается по капле искрящейся радости в бокал с соком. Мы с женой не считаем, что это вредно. А насчет путешествий... Для нас самая большая радость - усадить всех детей в наш старенький “уазик”, который чаще ремонтируется, чем ездит, и отправиться за грибами. Столько белых собираем, что на зиму сушим и даже родственников угощаем.

- И все-таки, не в обиду будь сказано, именно маму я воспринимаю как настоящую героиню.

- Она на самом деле удивительная. Умница необыкновенная. Школу окончила блестяще, в институте - красный диплом. Для нее нет проблемы еще 11 раз школу окончить, с каждым нашим ребенком. Две медали, три ордена получила за детей. Героя только не успела. Смеемся теперь - зря старались.

- Случается все-таки, что вас не понимают и осуждают?

- Да. Иногда говорят - зачем столько нарожали? Во-первых, мы действительно хотели иметь большую семью и счастливы в ней. Во-вторых, кто думал, что в стране будет такой бардак? В любом случае мы гордимся своей семьей. И кое-кто нам даже завидует. У меня отец погиб в 43-м, ему было 36 лет. Брат умер в 42 года, остались две дочери. Вот я и продолжил род Беликовых. Надеюсь, достойно. 13 - для меня счастливое число. И хоть не получилось родить 13 детей, как когда-то мечтал, все равно нас чертова дюжина. Чертова дюжина счастливых!