Мэрия снова не права
Краевая прокуратура закончила проверку соблюдения законодательства о медицинском страховании в городе Владивостоке. Как известно, мэрия попыталась переложить заботу о содержании муниципальных лечебных учреждений на территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В связи с этим в сфере здравоохранения краевого центра создалась кризисная ситуация: во многих больницах нечем было лечить и даже кормить пациентов. Свое мнение на этот счет высказала краевая прокуратура:
“В соответствии с действующим законодательством фонды обязательного медицинского страхования не являются единственным источником финансирования системы здравоохранения. Только ст. 41 Конституции РФ, закрепляя за гражданами право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, на первое место ставит бюджетное финансирование, а затем уже финансирование за счет страховых взносов и другие поступления. Этот же принцип финансирования предусмотрен ст. 10 основ “Об охране здоровья граждан” и ст. 10 закона “Об обязательном медицинском страховании”.
В указе президента от 27.03.93 г. № 405 “О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения РФ” отмечено, что средства на обязательное медицинское страхование призваны обеспечить дополнительное финансирование бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Непосредственно организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии со ст. 6 закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” возложены на местные органы самоуправления.
С учетом изложенного отнесение постановлением губернатора края от 20.01.97 г. № 23 финансирования родовспомогательных и детских медицинских учреждений за счет муниципальных средств не противоречит действующему законодательству и, следовательно, не могло привести к кризисной ситуации с медицинским обеспечением в г. Владивостоке.
В соответствии со ст. 17 закона “Об обязательном медицинском страховании” страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по ОМС в размерах, обеспечивающих программу ОМС. Исключение из программы обязательного медицинского страхования по Приморскому края в 1997 году (постановление № 23) детских лечебных учреждений повлекло за собой резкое снижение размера взноса ОМС на 1 неработающего с 30 тысяч рублей в месяц в 1996 году до 6 тысяч рублей в текущем.
Таким образом, заключенные мэрией г. Владивостока договоры ОМС на неработающее население (194 тыс. чел.) со страховой медицинской организацией на 2-е полугодие 1997 года из расчета 6 тыс. рублей за человека, всего 14 млрд. рублей, не позволяет фонду проплатить лечение всех неработающих г. Владивостока 330 тыс. человек в течение года.
В ходе проверки исполнения в крае закона “О медицинском страховании”, проведенной прокуратурой края в 1997 году, нецелевого использования средств ОМС фондом не установлено. Нарушения в деятельности фонда обязательного медицинского страхования в 1996 году, выявленные в ходе прокурорской проверки, в настоящее время устраняются.
Согласно ст. 15 закона ОМС страховые организации имеют право свободно выбирать медицинские учреждения для оказания гражданам медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования. ТФОМС, в свою очередь, производит оплату пролеченных больных, указанных в отчетах страховых лечебных организаций. Следовательно, требование о 100-процентном финансировании лечебных учреждений г. Владивостока за счет средств ОМС противоречит действующему законодательству”.