Беседа с человеком, который учит других летать

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006
Беседа с человеком, который учит других летать/font>

Взять профессию под крыло

Они уверены, что человек произошел не от приматов, а от птиц: только потомков пернатых так неудержимо тянет в небо. Природа когда-то давным-давно лишила их крыльев, но они сделали себе новые. Они - это приморская федерация сверхлегкой авиации (ФСЛА). Наш корреспондент беседует с председателем федерации Александром Яковлевым:

- Безусловно, главное в нашей деятельности - объединить всех любителей малой авиации, имеющих или желающих приобрести сверхлегкие летательные аппараты. Ведь, как выяснилось, таковых в Приморье уже около 200, но беда в том, что в летном деле они в основном дилетанты. А это представляет серьезную опасность как для них лично, так и для окружающих. Не случайно только за последнее время потерпели аварию 2 “неорганизованных” дельтапланериста, аппараты которых да и сами пилоты не имели соответствующих документов. И вот наша федерация взяла на себя функции подготовки пилотов сверхлегкой авиации, а также технической комиссии, контролирующей состояние аппаратов и обучающей людей основам их конструирования. Кроме того, мы ведем работу по обеспечению членов федерации аппаратами промышленного производства. Сертифицированными - значит надежными в эксплуатации. К сожалению, сегодня такая техника мало кому доступна по цене, так что пока летаем на самодельных конструкциях.

- Ограничивается ли деятельность федерации любительскими интересами?

- Я бы хотел напомнить кое-что из недавних времен, когда существовал ДОСААФ. К началу 90-х годов только в Арсеньеве при аэроклубе работало несколько воздушных секций - планеристов, парашютистов, пилотов-любителей. ДОСААФ был организацией, пользовавшейся поддержкой государства. И у ее руля стояли, как правило, люди с известными на всю страну именами. Например, четырежды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и трижды Герой Иван Кожедуб. Оба - маршалы авиации. Уже только одно это говорило об отношении государства к массовому обществу, действительно ковавшему для страны кадры оборонно-технического профиля. И для авиации, в частности. К сожалению, правопреемник ДОСААФа, нынешнее РОСТО, уже другая организация. Без материально-технической базы, без средств государственной поддержки и, я бы сказал, без имени.

Но одновременно происходит и другое. Нынешнее состояние воздушного флота России вряд ли можно назвать удовлетворительным. Продолжает падать престиж профессии пилота. И в этих условиях мы хотим не просто взять под свое крыло любителей сверхлегкой авиации, а вновь заразить как можно больше молодежи любовью к небу. Через авиамоделизм, планеризм, СЛА. Мы хотим, чтобы слово “пилот” вновь зазвучало во всей своей значимости, а в итоге - сохранить для страны одну из важнейших профессий.

Дельталет на границе: мне сверху видно все

- Причем, насколько мне известно, федерация пытается найти практическое применение своим летательным аппаратам...

- Вообще-то диапазон использования СЛА очень широк. В Приморье дельталеты применялись в агротехнике рисовых полей и в ситуациях, которые называются чрезвычайными. А сегодня мы проводим интересный эксперимент с руководством Уссурийского казачьего войска. Дело в том, что при чернышевском профтехучилище в Анучинском районе создан казачий лицей, и одним из предметов обучения здесь является дельтапланеризм. Предполагается, в частности, что лицеисты будут нести службу по охране государственной границы в должности пилота дельталета. Представляете, насколько может быть это эффективно? Ведь пограничник, пролетая на малой высоте и с малой скоростью, все на местности видит отлично. В случае нарушения границы по его сигналу тут же с заставы появится наряд и произведет задержание. И в экономическом плане это смотрится перспективно - дельталет расходует совсем немного топлива.

Полеты во сне и наяву

- А теперь - об итогах минувшего сезона. О ваших планах на будущее.

- Проведено 6 слетов СЛА, на которых было представлено более 20 летательных аппаратов. Слеты - это творческие семинары, включающие обмен опытом, общение с профессионалами летного дела, укрепляющие навыки пилотирования. Здесь же происходит знакомство с лучшими достижениями в области самодельного конструирования сверхлегких летательных аппаратов. Кроме того, мы проводили учебные сборы, в ходе которых члены федерации повысили уровень подготовки по основам конструирования СЛА, обеспечению безопасности полетов и ряду других вопросов. В целом за минувший период федерация выросла и количественно, и качественно, наладила добрые связи с рядом государственных и коммерческих структур.

Надо отметить пополнение федерации техническими новинками. Например, пилот-любитель Иван Омелюх из Дальнегорска продемонстрировал автожир. Его машина легкоуправляема, проста конструктивно и изготовлена из доступных материалов. Электрик владивостокской ТЭЦ-2 Геннадий Цукалов собрал микросамолет схемы “биплан”. После его демонстрации на одном из слетов Геннадий вместе с поздравлениями получил свидетельство об изготовлении воздушного судна с присвоенным бортовым номером по реестру ФСЛА, а также допуск к полетам. В небе Артема находкинец Анатолий Жога показал приличный пилотаж на самолете “Авиатика-890У” производства МАПО им. Дементьева. Укрепилась материальная база федерации. Так, в Находке организован спортивно-технический детско-молодежный клуб. Такие же клубы планируем открыть во Владивостоке, Артеме и Арсеньеве. Число дельтаклубов возросло с 9 до 13.

О планах. Деятельность федерации в дальнейшем предусматривает применение сверхлегких аппаратов как на охране государственной границы, в случаях “ЧС”, так и на охране лесов от пожаров, патрулировании линий электропередачи, автодорог - совместно с сотрудниками ГАИ. Но я бы хотел сказать и другое. Мы ставим вопрос о развертывании производства СЛА в Приморье. Дело в том, что в странах АТР нет завода, аналогичного нашему “Прогрессу” с его высочайшими авиастроительными технологиями - сама судьба дает нам шанс не только летать на аппаратах промышленного изготовления, но и завоевать рынок сбыта сверхлегких летательных аппаратов. Однако наш “Прогресс” стоит в ожидании госзаказа на “Черную акулу”, а тем временем японцы предлагают открыть для граждан этой страны в Арсеньеве вертолетную школу. Глядишь, следом они и свое производство малой авиации в цехах “Прогресса” развернут. И будут делать на этом большие деньги. К примеру, МАПО им. Дементьева продает свои СЛА по 26-35 тыс. долларов США, имея при этом солидный пакет заказов.