Паромщик больше не соединяет берега
Десятки тысяч жителей Владивостока, проживающих на полуострове Голдобина, в районе бухт Змеинка и Диомид, на островах Русском, Рейнеке и Попова, по сути оказались отрезанными от родного города. Затянувшийся конфликт между мэрией и ТОО “Владморпасс” обернулся для них новогодним “подарком” - с 1 января на неопределенное время прервано паромное и катерное сообщение с “большой землей”.
Позавчера утром здание морвокзала прибрежных сообщений было еще пустынно. На стекле “Справочной” большими буквами рекомендовано по всем вопросам обращаться к дежурной, окошечко которой тоже закрыто наглухо. Из всех работников вокзала в наличии были уборщица и два кассира, одна из которых продает билеты в туалет, а вторая - на “действующую линию”.
В тот день линия действовала только в направлении Славянки. Девушка в кассе, используя свободное время, потихоньку вязала не то шарфик, не то носочки. Когда возобновится движение катеров и паромов, она, к сожалению, не знала.
Более словоохотливыми оказались экипажи стоящих на приколе судов. Добрые паромщики объяснили: несмотря на акцию “Владморпасса”, добраться на Русский остров все же можно - с помощью “шаровиков”, которые в основном швартуются неподалеку от причала маломерных судов “Трансфеса”. Через несколько минут корреспонденты “В” обратились с просьбой “подвезти на Русский” к капитанам рекомендованных катеров. Большого энтузиазма у моряков предложение корреспондентов не вызвало. Лишь на одном катере без лишних разговоров согласились отвезти на Русский остров, заметив: “об оплате договоримся”. Правда, нам было вменено в обязанность “насобирать еще пассажиров”. В этом, мол, наша же коммерческая заинтересованность: чем больше народу, тем дешевле “билет”. Как сказал капитан, цена будет колебаться от 15 до 25 рублей - новыми.
Сколько будут длиться мучения жителей владивостокских окраин? За комментариями мы обратились к официальным лицам.
Геннадий НЕСОВ, председатель комитета судоходства, портов, связи и транспорта краевой администрации:
- Бюджет края на 1998 год еще не утвержден, и поэтому в январе приморские власти расходуют 1/12 часть этого бюджета.
В связи с чем перевозчикам пассажиров на линиях морского прибрежного сообщения отправлено гарантийное письмо с уведомлением об оплате расходов на краевой линии в текущем месяце. Как могли убедиться люди, рейсы между Владивостоком и Славянкой продолжаются в новом году. Что касается внутригородских линий и сообщений с островами Русский, Попова и Рейнеке, то здесь все вопросы надо задавать мэрии. Но, как известно, у городской администрации и ТОО "Владморпасс" нет договора о сотрудничестве, а лишь судебные тяжбы. И если на Русский отправились "шаровики", то еще надо посмотреть - есть ли у них лицензии и другие документы на перевозку пассажиров. Да и ходят они только на Поспелово, а большинство жителей острова живет на Подножье и в Экипажном. Если туда - по прямой через ледяные торосы, то людям надо идти пешком около 8 километров, а по объездной ухабистой дороге - и вовсе около 20 км.
Виктор КВАСНИЦЫН, начальник отдела пассажирских перевозок мэрии Владивостока:
- 5 января возобновилось сообщение между Владивостоком и островами. Для этого были проведены переговоры с частными владельцами прибрежного транспорта и привлечены катера для перевозок на Русский, острова Попова и Рейнеке. В Первомайском районе мы пошли по пути увеличения числа автобусов. На внутригородских маршрутах выставлены дополнительные машины - в основном индивидуальных перевозчиков. Конечно, они не решают всех проблем, но делают их менее острыми. Понятно, что людям с мыса Чуркина, из Диомида и со Змеинки гораздо быстрее и удобнее добираться в центр города на катерах. Поэтому мэрия сейчас ведет переговоры непосредственно с руководством Владивостокского морского торгового порта - основным владельцем катеров и паромов - о возобновлении движения. Кроме того, рассматриваются другие варианты.
Михаил РОБКАНОВ, президент АО "Владивостокский морской торговый порт":
- 1 января порту пришлось изъять у "Владморпасса" из аренды весь флот прибрежного сообщения. Арендаторы задолжали АО "ВМТП" порядка 15 миллиардов рублей за использование судов. Примерно такую сумму им задолжала мэрия в 1997 году за перевозку пассажиров. Договор на этот год городские власти отказываются заключать, более того - они представили письменный отказ от услуг наших катеров и паромов. А содержать флот и экипажи себе в убыток порт не может. Пока что мы ищем новых арендаторов судов прибрежного сообщения и не увольняем моряков. Но если через одну-две недели ситуация не изменится, то придется сокращать флот. Тем более что имеется множество покупателей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (стоимость катеров колеблется в пределах 7-8 миллионов долларов, а цена паромов доходит до 10 миллионов долларов). Жаль только, что опытные специалисты останутся без работы. А морской город - без прибрежного сообщения.
"Морской бой" между властями и ведомствами продолжается. А в любой войне всегда больше всех страдает мирное население.