Ждем прорыва на южной границе. Экономического

Переговоры, проведенные в конце прошлой недели губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным и губернатором китайской провинции Цзилинь господином Ван Минем, ознаменовали собой новый уровень приграничного сотрудничества двух соседних регионов.

14 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1963 от 14 июнь 2006

Переговоры, проведенные в конце прошлой недели губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным и губернатором китайской провинции Цзилинь господином Ван Минем, ознаменовали собой новый уровень приграничного сотрудничества двух соседних регионов. Достигнутые договоренности позволяют рассчитывать на ускоренную реализацию экономико-географического потенциала Хасанского района Приморья, который, к сожалению, востребован пока что лишь отчасти - несмотря на многолетнюю работу региональных властей и международных организаций, в том числе по проекту UNIDO "Туманган".

Приморский край с провинцией Цзилинь связывают 243 километра государственной границы в Хасанском районе. Тем не менее приморские коммерческие туристы и крупный бизнес в значительно большей степени освоили расположенную севернее провинцию Хэйлунцзян, на границе с которой с обеих сторон отстроены современные торгово-промышленные комплексы. Происходит ли такой перекос в силу исключительной активности руководителей Хэйлунцзяна и соответствующего направления инвестиционных потоков из КНР либо по иным причинам, но региональный визит на высшем уровне губернатора Цзилиня г-на Ван Миня выглядит знаковым и переломным благодаря конкретному наполнению программы переговоров.

В "сухом осадке" двустороннего рассмотрения возможностей межрегионального сотрудничества - проекты развития транспортной инфраструктуры, перспективность которых обусловлена уникальным местоположением на стыке трех государственных границ и береговой линии. В их числе модернизация перегрузочного пункта в бухте Троица (Зарубино) и реконструкция железной дороги Хуньчунь - Камышовая. В отличие от работающего и развивающегося Зарубинского терминала железнодорожная ветка между хасанским поселком Краскино и цзилинским Хуньчунем, построенная еще в 90-е годы как первая в России частная железная дорога, по-настоящему до сих пор так и не заработала. Если будет достаточный грузопоток между Приморьем и Цзилинем - никакие вопросы собственности и иные препоны не смогут впредь помешать ее эффективному использованию.

На переговорах губернаторов Приморья и Цзилиня также рассматривались возможности строительства в Краскино крупного деревообрабатывающего комплекса. Сергей Дарькин заверил, что этот проект получит поддержку на краевом уровне. Еще один перспективный проект - строительство на территории района целлюлозно-бумажного комбината, по поводу которого на встрече было принято решение создать совместную рабочую группу для детального рассмотрения. Весомость инвестиционным проектам российской стороны придала инициатива, с которой выступил приморский губернатор: Сергей Дарькин намерен обратиться в правительство РФ с предложением о создании в Хасанском районе особой экономической зоны.

Для автомобилизированного Приморья крайне важно, что в ходе переговоров были рассмотрены пути решения вопроса об использовании служебного и личного легкового транспорта при пересечении границы жителями Приморья и КНР. Была достигнута договоренность, что каждая из сторон инициирует внесение соответствующих изменений в межправительственное соглашение об автомобильных перевозках.

Безусловно, продолжение следует: два губернатора принципиально договорились об ответном визите делегации Приморского края в провинцию Цзилинь в сентябре 2006 года.

Характерно, что законодательную ветвь приморской краевой власти на встрече руководителей двух соседствующих регионов представлял депутат Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) именно от Хасанского избирательного округа - исполняющий ныне обязанности председателя ЗС ПК Джамбулат Текиев. По просьбе корреспондента "В" он прокомментировал результаты прошедших переговоров. Как считает Текиев, "соглашение между Приморьем и провинцией Цзилинь отводит особую роль Хасанскому району как территории, обладающей возможностями для комплексного развития сотрудничества между двумя странами. Благодаря инвестициям мощный импульс к развитию получат перегрузочный комплекс в бухте Троица, железнодорожный и автомобильный транспортные узлы Хасана, предприятия по совместной переработке леса, выращиванию марикультуры, рыболовству и разведению оленей, просматриваются также перспективы развития туристической индустрии".

И. о. председателя ЗС ПК отметил, что в течение всех лет сотрудничества Приморья с регионами КНР наблюдалась явная диспропорция в пользу провинции Хэйлунцзян и не в пользу Цзилиня. На взгляд Текиева, "это не совсем правильно. Хасанский район со своими портами и железнодорожным плечом имеет гораздо больше экономических возможностей. Четыре года назад мы разрабатывали стратегию развития южного Приморья, и теперь отрадно сознавать, что она во многом совпадает с положениями подписанного двустороннего соглашения". Джамбулат Текиев также выразил надежду, что средства, заложенные в бюджете РФ согласно федеральной программе "Граница", позволят провести реконструкцию пограничных пунктов пропуска, в том числе и в Хасанском районе, в кратчайшие сроки. Кроме того, в настоящее время Приморье воплощает проект строительства скоростной автомобильной дороги до пункта пропуска "Краскино" и перегрузочного комплекса в бухте Троица.

Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток", Светлана ЛАНДЫШЕВА (фото), специально для "В"