Полковник Вейс
Уважение и авторитет нельзя заработать. Но можно заслужить. В прямом смысле этого слова. Вот только к одним уважение приходит с многочисленными годами старательной кабинетной выслуги, а у других за один день службы порой происходит столько событий, что уважать хочется уже за одно только имя: Полковник Вейс. И уже уважаешь.
Уважение и авторитет нельзя заработать. Но можно заслужить. В прямом смысле этого слова. Вот только к одним уважение приходит с многочисленными годами старательной кабинетной выслуги, а у других за один день службы порой происходит столько событий, что уважать хочется уже за одно только имя: Полковник Вейс. И уже уважаешь.
Про таких, как он, говорят - кремень. Сильный, волевой, неутомимый, одним словом, настоящий полковник. И руководит он ни много, ни мало, а одним из самых авторитетных подразделений милиции - оперативно-розыскной частью управления уголовного розыска при УВД Приморского края. Более известной, как ОСУ - оперативно-сыскное управление. А между тем ему - заслуженному полковнику милиции Евгению Николаевичу Вейсу 3 июня исполнится 60 лет: По меркам милиции - глубокая пенсия, некоторые уже в 40 уходят со службы.
Искусство думать и минерал из Подольска
Это сейчас сыщик с 38-летним стажем признается, что с детства мечтал о карьере следователя. И даже поступил в юридический институт, но, не проучившись ни дня, пошел служить: Правда, не в органы внутренних дел, а в ракетные войска стратегического назначения. К осуществлению карьерного плана Евгений Вейс приступил уже позже, поступив после армии в Хабаровскую школу милиции. Благополучно отучился и в 1970 году стал работать в отделе милиции порта Владивосток. Тогда в уголовном розыске работали еще не оперативники, а инспектора.
Первое преступление инспектор Вейс раскрыл после четырех месяцев работы: милиционеры задержали группу из 10 человек, промышлявших кражами из корабельных трюмов. Вычислили преступников по "почерку", но голову над делом все же пришлось поломать:
- Вообще, чтоб раскрыть преступление, очень много думать надо, - комментирует Евгений Николаевич. - Это сейчас преступники более грамотные. А то, помнится, ловили опасного вора-рецидивиста: украл шесть металлических болтов - получил шесть лет. Он же уже потом обворовал каюту пассажирского судна, украл банку березового сока. Зачем, спрашивается? Да потому, что сок прозрачный, думал, что спирт: В другом месте оставил отпечаток пальца на ломе: воровал-то он в перчатках, улику же оставил через незаметную дырку на одном из пальцев.
Кстати, работа в транспортной милиции (в частности, в водном отделе) была чревата дополнительными проблемами из-за спорной территориальности: приходит в порт поезд, обворованный по пути следования, а уголовное дело должны возбуждать те, кто обнаружил кражу. Грубо говоря, если поезд вышел из Калининграда и пошел во Владивосток, то пропажу ценных грузов и вещей расследуют приморские милиционеры - "не заметить" кражу, как это сделали "транзитные" милиционеры, они не могут - станция-то конечная. А что можно сделать за несколько тысяч километров от вероятного места преступления? Вот и приходилось доказывать, что кража - не местная. Но чтобы это доказать, надо было постараться, найти хоть какие-то улики, показывающие, что преступление из другого региона. А значит - повышенное внимание к любым деталям. Вот в ходе одного такого расследования глазастый Вейс обнаружил в обворованном вагоне странный мерцающий камешек, похожий на минерал. Позже экспертиза установила - это действительно минерал, которые имеются только в Подольске. Поезд проходил именно там. И дело для расследования было направлено в Подольск:
Однако в инспекторах Вейсу довелось ходить недолго: уже спустя год его признали лучшим работником угрозыска в крае, и вслед за признанием пришло и повышение. В 1974 году 28-летний Евгений Вейс уже начальник всего отделения розыска. Еще через год - первая заслуженная и, пожалуй, самая ценная милицейская награда - медаль "За отличную службу по охране общественного порядка". Потом направление на учебу в Академию МВД СССР и долгожданное высшее юридическое образование:
Считается, что в извечном противостоянии "сыщик - преступник" опер должен проявлять смекалку и с честью выходить из любых трудных положений. Вейс вспоминает, что в середине 1980-х годов применять огнестрельное оружие было занятием весьма проблематичным с точки зрения последствий - поди потом докажи, что огонь на поражение открыл законно. И тогдашние сотрудники угрозыска сумели вывернуться, гоняясь за преступником с рогаткой: один меткий выстрел маленьким камешком между лопаток - и беглец на время теряет скорость. Травм нет, а результат достигнут!
В ОСУ он главный
- В ОСУ, созданное для раскрытий преступлений имущественного характера (разбоев, грабежей, квартирных краж, угонов автотранспорта), - вспоминает первый заместитель начальника оперативно-розыскной части Владимир Володин, - Евгений Николаевич Вейс пришел в 1998 году.
На то время последняя должность, которую он занимал, - была "начальник отдела по раскрытию заказных преступлений и убийств по найму УВД города Владивостока" - прославленного "убойного" отдела. Однако сам Евгений Вейс был знаменит в Приморье куда больше. Именно он наряду с сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ занимался раскрытием преступлений нашумевшей на всю страну "банды братьев Ларионовых": Вейс тогда руководил милицейской стороной расследования. Требовалось задерживать и бандитов, поставивших вымогательства, взрывы и убийства на поток, и некоторых милиционеров, активно сотрудничавших с "братками".
Коллектив подразделения был наслышан о заслугах нового начальника. Сейчас вспоминают, что с первого дня поняли, что бездельничать такой руководитель никому не даст. Да там и не было бездельников. ОСУ во все времена славилось как подразделение, которое может все. Причины для этого были весомыми - своя следственная часть, спецрота ГАИ, эксперты: К слову, сыщики ОСУ первые в Приморье раскрыли и показали остальным, как раскрывать деятельность банд. Первой стала "банда казаков", занимавшаяся разбойными нападениями на китайских торговцев. Другая гордость - специализированный отдел по карманным кражам, один из лучших отделов на всем Дальнем Востоке. А сколько известных в милицейских (и не только) кругах выходцев из числа "осушников". Это и едва пришедший из учебки Армен Петросян, который сейчас уже заместитель начальника Океанского отделения милиции Владивостока, и ставшая почти легендарной подполковник Татьяна Долгова - замначальника имущественного отдела управления уголовного розыска УВД ПК: Оба - воспитанники опера Вейса.
- Раньше, чтоб попасть в ОСУ простым оперативником, нужно было проработать в районном отделе старшим опером, - рассказывает Евгений Вейс.
Сейчас отбор менее жесткий, но совсем неопытных юнцов все же стараются не брать - все-таки характер расследуемых преступлений требует, чтобы сыщики и следователи были опытными. Возможно, именно поэтому ОРЧ-5 - единственный в Приморье коллектив, 60 процентов которого имеют стаж работы свыше 10 лет. Костяк управления удалось сохранить, несмотря на череду милицейских реформ и преобразований. И в этом тоже отчасти заслуга полковника Вейса.
Неутомимый опер
Раскрытие самых резонансных преступлений Вейс берет на себя - он по-прежнему ощущает себя опером. Так, к примеру, в августе 2003 года в Пограничном районе произошло дерзкое разбойное нападение на автобус с китайскими бизнесменами. Преступники под видом милицейских работников остановили туристов, а после забрали у них деньги и ценные вещи. Дело быстро приобрело международную значимость, а вот "зацепиться" в нем было, по сути, не за что: мало того, что улик не нашлось, так еще и мешал языковой барьер. Помогли раскрыть преступление экскурсовод и водитель автобуса - из числа русских. А до этого почти два месяца - до задержания четверых подозреваемых и их ареста - Вейс провел в Пограничном районе. Расследованием такого громкого и запутанного дела сыщик Вейс занимался лично. Он же сопровождал его до самого суда.
- Молодежь так не заставишь работать, как работает Вейс! - рассказывает заместитель начальника полковник милиции Олег Павлов. - Я не помню ни одного случая, чтобы Вейс прикрывался возрастом, брал отгулы или отпуск. Он в силу своего опыта всегда работает на перспективу: наперед видит, как целесообразнее перестроить отдел, чтобы он работал, а не числился на бумаге...
У Евгения Николаевича же своя милицейская философия: "Лучшая профилактика преступлений - доказать и посадить преступника в тюрьму". В 2002 году Евгения Вейса наградили нагрудным знаком "Почетный сотрудник МВД". Но почивать на лаврах заслуженный опер не собирается и продолжает трудиться на благо милиции. И граждан, конечно...
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток"