Дискриминация по возрастному признаку
Хотя сначала государственные органы официально объявили, что введение в России экологического стандарта "Евро-2" не коснется ввоза подержанных автомобилей, на деле все оказалось иначе. Несколько дней таможни Дальнего Востока находились в ступоре, потому что с импортеров требовали сертификаты соответствия, которые на тот момент получить было просто негде.
Хотя сначала государственные органы официально объявили, что введение в России экологического стандарта "Евро-2" не коснется ввоза подержанных автомобилей, на деле все оказалось иначе. Несколько дней таможни Дальнего Востока находились в ступоре, потому что с импортеров требовали сертификаты соответствия, которые на тот момент получить было просто негде. Потом растаможка возобновилась в прежнем режиме, но заинтересованные стороны ждали появления уполномоченных Москвой организаций, которые бы замеряли токсичность выхлопа каждой ввозимой автомашины и делали вывод о ее соответствии или несоответствии новым нормам. Однако в итоге Федеральная таможенная служба России приняла более простое решение: запретить импорт автомобилей, которые по возрасту не подпадают под требования сегодняшнего дня.
Как сообщила пресс-служба ФТО, в соответствии с письмом Минпромэнерго России от 24 мая 2006 года № АР-2782/05 "до 1 cентября 2006 года при выпуске ввозимых на таможенную территорию РФ физическими и юридическими лицами бывших в эксплуатации автотранспортных средств подтверждение их соответствия требованиям специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" осуществляется согласно информации, содержащейся в таблице 1". Эта таблица делит автомобили в зависимости от государства-производителя на группы соответствующих и не соответствующих нормам "Евро-2". Понятно, что приморцев интересует прежде всего легальность японских машин; оказывается, автомобили made in Japan до 1997 года выпуска не соответствуют нормам "Евро-2", а 1998-2004-го - соответствуют. Что делать с автомобилями 1997 года выпуска - не совсем понятно, так как слово "включительно" в данном документе отсутствует. Впрочем, в силу действующих запретительных пошлин на импорт транспорта старше семи лет в Приморье ввозятся в основном автомашины, появившиеся на свет в 1999-2003 годах, поэтому новые требования ударят только по тем, кто импортирует автомобили "непроходных" лет под полную пошлину. Так называемые конструкторы не подпадают под новые правила, так как юридически считаются не машинами, а всего лишь запчастями. И все равно остается неясно, почему, например, те же японские автомобили начала 1990-х годов, оборудованные и нейтрализатором, и электронным впрыском, сегодня признаны не соответствующими экологическим требованиям. При том что отечественный бензин по-прежнему остается ниже всякой критики...
В случае невозможности определения таможенным органом экологического класса на основании сведений, указанных в таблице, сообщает ФТС, необходимо подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатом соответствия, выдаваемым аккредитованными органами. Список этих организаций опубликован на официальном сайте ФТС, и в той части, которой он касается Приморья, мы буквально приводим его ниже (хотя трудно сказать, для чего эти структуры вообще нужны, если вывод о соответствии машины требованиям "Евро-2" теперь будет делаться исходя не из параметров выхлопа, а сугубо из года выпуска автомобиля):
- Приморский центр стандартизации и метрологии, г. Владивосток, ул. Комарова, 54. Директор Шаталин Александр Семенович, 690068, Приморский край, г. Владивосток, ул. Чкалова, 690106, Владивосток, ул. Башидзе, 6, оф. 8.
- Бурыкин, Владивосток, ул. Ватутина, 14-350.
- Трусов Павел Борисович, тел. 8-916-127-18-42.
- Береговой Алексей Анатольевич, 692820, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Курчатова, 4-109.
Если подтвердить экологический класс транспортного средства невозможно, сообщает сайт ФТС, тогда паспорт транспортного средства не выдается. Данные ограничения будут действовать до 1 сентября 2006 года, а что будет дальше - не знает никто. В околоавтомобильных кругах уже ходят слухи, что следующим шагом станет обязательная сертификация всех ввозимых машин в соответствии с российскими ГОСТами. А тут уже и до запрета правого руля рукой подать...
По мнению аналитика инвестиционной компании "Финам" Владислава Кочеткова, в связи с введением данного запрета подержанные иномарки подорожают на 15-20 процентов. Больше всего пострадают от этого закона всего два региона - Приморье и Калининградская область, в которых транзит подержанных иномарок является одним из основных источников дохода. "Благодаря этому распоряжению уже на следующей неделе можно ожидать народных волнений в указанных областях, - уверен аналитик "Финама". - При этом можно отметить, что в связи с ожидаемыми волнениями губернатор Калининградской области Георгий Боос будет звонить в Кремль для разрешения сложившейся напряженной ситуации, и ему, скорее всего, помогут, так как Калининградская область находится на особом счету, да и достаточно близка к Москве. Другое дело Приморье - оно слишком далеко, да и губернатор Сергей Дарькин не настолько приближен к Кремлю, поэтому, скорее всего, ситуация будет разрешена следующим образом: Калининграду и Приморью будут даны отсрочки по вступлению в силу этого постановления на их территориях, для Калининграда они будут большими, для Приморья - меньшими", - считает аналитик.
Газета "Взгляд" (vz.ru)
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"