В пошлятине не снимаюсь!

Она царила на сцене - яркая, с накладными косичками, с золотинками в ослепительно-белых волосах. Шляпа с пером, огромный перстень - какая госпожа Пернель, оказывается, шикарно-вульгарная дама! И как это непохоже на безупречно стильную Ирину Мирошниченко, любимую актрису, приехавшую во Владивосток на гастроли вместе с МХТ. Московскому художественному Ирина Петровна предана много лет, приезжала с ним в город нашенский и 20 лет назад.

23 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1951 от 23 май 2006

Она царила на сцене - яркая, с накладными косичками, с золотинками в ослепительно-белых волосах. Шляпа с пером, огромный перстень - какая госпожа Пернель, оказывается,  шикарно-вульгарная дама! И как это непохоже на безупречно стильную Ирину Мирошниченко, любимую актрису, приехавшую во Владивосток на гастроли вместе с МХТ. Московскому художественному Ирина Петровна предана много лет, приезжала с ним в город нашенский и 20 лет назад.

- Давно я у вас не была, изменилась, повзрослела, - улыбнулась Ирина Мирошниченко. - Да и зрители мои - те, кто приходил на гастроли МХАТ 20 лет назад, стали старше... Сердце дрогнуло, когда сегодня зрители, увидев меня на сцене, подарили аплодисменты. Это дорогого стоит. Я к вам ехала с радостью. Приятно снова быть во Владивостоке, уютном театральном творческом городе.

- Мадам Пернель - одна из жертв Тартюфа. А вы сами легковерны?

- Артисты в большинстве своем наивны, и я в том числе. Да, нас можно обмануть, но верю в человеческую доброту и помощь. Как могу, стараюсь понимать, насколько искренен собеседник. Знаете, думаю, не зря Мольер написал эту пьесу. Она не столько о легковерности, сколько о надежде людей видеть хорошее в человеке и верить в добро. Так что "Тартюф" - это не о подлом мошеннике, а о том, как может хороший человек попасть в неприятности, но все равно остаться человеком.

Эта роль,  госпожи Пернель, была мне предложена Олегом Павловичем совершенно неожиданно. Я в нее кинулась активно, понимая степень ответственности, - это же сам Мольер, эту роль играли Книппер, Степанова - великие актрисы! Но в то же время не хотелось быть бабушкой. Вся прелесть роли, на мой взгляд, в ее остроте, неожиданности, и я постаралась это оттенить, придумала массу приколов, которых у Мольера не было: вот эту ручную собачку, слугу-негра, этот костюм: Как мне кажется, роль стала современнее, заиграла новыми красками, мне стало уютно в образе.

- Как вы отбираете роли для себя?

- Все зависит от материала. Совсем недавно мне позвонили и сказали: Ирина Петровна, специально под вас написан сериал, а меня - что скрывать! - не балуют ролями в сериалах. Думала, может быть, я сейчас не в стиле, может быть, в моде другие типажи, ну что ж: Не стоит жаловаться. А тут - такое предложение! Принесли сценарий. Думаю: ну вот, вдруг - судьба, возможность творить, что-то придумывать, вылепить образ, волнуюсь: Читаю. Первая сцена, вторая: От пошлости просто скулы сводит, невыносимо. В ситуациях, в тексте - ничего настоящего, ничего человеческого, за что можно было бы ухватиться, сыграть. Вернула сценарий, извините, говорю, в пошлятине не снимаюсь. Да, возможно, это неплохой гонорар, но - увы.

Но раз на раз не приходится. Скоро на Первом канале выходит сериал "Капитанские дети", где я играю небольшую, но очень милую роль. В этом проекте мне понравился материал, я согласилась, только прочитав сценарий, не зная ни команды, ни условий. Роль не главная, но она - моя. Актриса, играет в театре Аркадину (а ведь и я ее играю в "Чайке"), свой маленький мир, я это понимаю, знаю: Есть судьба, которую хочется показать. И знаете что? Оказалось, и команда прекрасная, и режиссер, и работали мы с удовольствием!

- Расскажите о вашей трактовке роли Аркадиной...

- Знаете: Нет ничего хуже, когда актриса долго и нудно рассказывает, как она играет. Это нужно видеть. И пусть зрители судят по спектаклю.

- Вы проведете также творческий вечер в Паркетном зале театра имени Горького?

- Да. Это будет возможность для меня спеть, прочесть стихи. Такой сольный концерт. И там будет не мадам Пернель, не Аркадина, но Ирина Мирошниченко.

- Образец тонкого вкуса, стиля в одежде...

- Для меня понятия "вкус", "стиль" означают нечто большее - культуру, то, что всегда считалось самым ценным в нашей стране, - воспитание. Я воспитывалась у таких мастеров МХАТа, как Борис Ливанов, Алла Тарасова, Ольга Андровская, и с кровью впитала в себя строгую меру вкуса, меру МХАТ. И в жизни ей не изменяю.

- Актриса, певица: Для вас эти ипостаси равны, или вы все же больше актриса, а певица - это второстепенное?

- Нет. Для меня пение - не хобби, я профессионально этим занимаюсь. Игра на сцене -  возможность говорить языком персонажа, пение же - возможность напрямую говорить с залом. Глаза в глаза. От сердца к сердцу. Можно позволить себе шалость, чуть больше свободы. Все же вместе - и есть актерство. И умение общаться с поклонниками посредством интервью, например, и позировать перед камерой, все это - быть актрисой. И поверьте, ничему подобному не учат в институте, это приходит только с опытом.

- Вы успеваете что-то смотреть из работ своих коллег?

- Не просто успеваю, но и очень люблю. Смотрю телевизор, наши и западные фильмы, стараюсь наблюдать за сегодняшней жизнью, впитываю ее, как губка. И радуюсь тому, что не отстаю. Самое страшное - потерять контакт со временем, стать прошлым. Запах нафталина неуместен, ужасен и в профессии, и в жизни. Да вот во время полета нам показали "Гарфилда", забавный голливудский фильм. И когда я услышала, что кота озвучивает Олег Павлович, просто восторг не смогла сдержать, как чудесно он оживил персонажа, украсил, дал душу!

- Радуют ли вас молодые актеры?

- Конечно! И в театре, и в кино. Как замечательно Женя Миронов играет Треплева, он прекрасный партнер. А Даша Мороз, Наташа Рогожкина, Мариша Голуб - отличные актеры.

- В вашем словаре есть слово "отдых"?

- Конечно, нужно же пополнять силы. Отдых для меня - покой и дом. Но я такой суетливый человек, стараюсь, чтобы всем было хорошо и комфортно, что пока все в доме не приведу в порядок, не успокоюсь и отдыхать не начну. Всем должно быть хорошо. Это от мамы с папой, они вложили в меня главное: заботиться о других, любить жизнь и видеть ее красоту. Во всем - в сцене, в умении одеваться, общаться, радовать, создавать праздник. Это вообще свойственно русскому народу: быть добрыми, нести радость. Когда вижу в других эти качества - радуюсь.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"