Стандартная удавка

При словосочетании "19 мая" праворульные автомобилисты всей России вспоминают вовсе не день пионерии, а борьбу против непродуманных решений родной власти. Именно в этот день в прошлом году родилось общественное движение, позже успевшее отметиться и на ниве скандалов с мини-каталогами, и в защите Олега Щербинского. Парадоксально, но первую годовщину 19 мая пришлось "праздновать" по инициативе сверху.

23 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1951 от 23 май 2006

При словосочетании "19 мая" праворульные автомобилисты всей России вспоминают вовсе не день пионерии, а борьбу против непродуманных решений родной власти. Именно в этот день в прошлом году родилось общественное движение, позже успевшее отметиться и на ниве скандалов с мини-каталогами, и в защите Олега Щербинского. Парадоксально, но первую годовщину 19 мая пришлось "праздновать" по инициативе сверху. На прошлой неделе оформление ввозимых из Японии машин остановилось: понадобились сертификаты соответствия каждого авто экологическому стандарту "Евро-2", тогда как порядок выдачи этого документа оказался тайной за семью печатями.

Когда дерутся паны

"В" уже сообщал, что 22 апреля вступило в силу постановление правительства РФ о нормах "Евро-2". Но в официальном пресс-релизе, распространенном тогда Дальневосточным таможенным управлением, четко говорилось: "В соответствии с разъяснением Ростехрегулирования от 29.03.2006 № СП/101-26/1469 на бывшие в употреблении (подержанные) автомобильные средства подтверждение экологического класса при ввозе на территорию РФ не требуется" (добавим, что это прямая цитата из письма ФТС от 19 апреля за подписью заместителя руководителя данной структуры г-жи Голендеевой). Излишне говорить, что через Дальневосточные таможни на территорию РФ ввозятся почти исключительно подержанные автомобили. Однако у российского чиновничества оказалось семь пятниц на неделе.

В период майских праздников с подачи президента таможню серьезно затрясло. Во Владивостоке взяли под стражу начальника ДВТУ Эрнеста Бахшецяна и его первого зама Александра Воробьева, в Москве руководителя Федеральной таможенной службы Александра Жерихова заменили на Андрея Бельянинова, а саму ФТС вывели из ведения Минэкономразвития, подчинив напрямую правительству. И. о. начальника ДВТУ стал пермяк Игорь Жуков.

Является это "синдромом новых метел" или нет, но в минувшую среду, по нашим данным, московское таможенное руководство отдало приказ своим дальневосточным подчиненным прекратить таможенное оформление автомобилей без наличия сертификатов соответствия нормам "Евро-2". Документы на "растаможку" принимались, но обратного движения не было. В результате склады временного хранения забились под завязку, а в среде автопродавцов и их клиентов начался ажиотаж с революционным оттенком. 

Задний ход

Подавляющее большинство ввозимых из Японии автомобилей - машины 1999-2003 годов выпуска, и уж нормам "Евро-2" они соответствуют точно. Проблема в другом: власть ввела новую норму, не удосужившись разработать механизм ее выполнения. Другими словами, телегу поставили впереди лошади: сертификат вынь да положь, а оформить его просто негде. Участники внешнеэкономической деятельности обратились в "МАДИ-ТЕСТ" - официально уполномоченный орган сертификации, но там заявили, что в компетенцию этой структуры входит выдача документов лишь на новую технику. Возник правовой тупик, причем аналогичная ситуация сложилась и Санкт-Петербурге, и в Калининградской области.

Вчера. Владивосток. Протестующие едут к ДВТУ"Импортеры автомобилей не имеют возможности  получить соответствующие сертификаты на всей территории ДВФО, - говорится в телеграмме, направленной Обществом защиты автопродавцов Приморского края полпреду президента в ДВФО Камилю Исхакову. - Ежемесячно в Дальневосточный регион ввозится порядка тридцати тысяч автомобилей, таможенное оформление которых без сертификата  будет запрещено, а бюджет не получит таможенных платежей. Будет парализована  деятельность портов и судоходных компаний. Данная ситуация приведет к социальной напряженности: Создание препятствий для импорта подержанных японских автомобилей существенно повлияет на благосостояние населения края. Просим вас вмешаться в сложившуюся ситуацию и решить вопрос о приостановлении  действия письма Ростехрегулирования от 24.04.2006г. № СП-101-26/2045 до полной организации работы пунктов технического контроля и выдачи сертификатов".

Официальной реакции полпреда пока не последовало. Но уже в пятницу таможенное оформление автомобилей во Владивостоке и Находке возобновилось в прежнем режиме (хотя еще накануне в Сахалинской таможне, например, ввели схему "условного выпуска", когда импортер мог забрать машину со склада, но не получал на руки ПТС). Игорь Жуков, и. о. начальника ДВТУ, распорядился временно "таможить" автомобили по-старому, без требования сертификатов соответствия "Евро-2". Одновременно ДВТУ обратилось в Федеральную таможенную службу в просьбой прояснить ситуацию. Но уже вчера во Владивостоке прошла акция протеста против новых инициатив, усложняющих дальневосточникам импорт автомобилей. Колонна автомобилей проследовала с "Зеленого угла" до здания ДВТУ. "На Хасанской таможне оформление машин по-прежнему не ведется, - сообщил "В" руководитель Общества защиты автопродавцов Приморья Дмитрий Пенязь. - Во Владивостоке и Находке "растаможка" возобновилась, но в течение трех дней все стояло, и за это кто-то должен ответить. Уже начался сбор подписных листов, которые будут отправлены в правительство РФ".

Бахшецян ушел, но дело его живет?

Что будет дальше - предположить нетрудно. Либо отменят норму, требующую наличия сертификата на подержанный транспорт, либо (что более вероятно) некую организацию уполномочат выдавать соответствующие документы на автомобильный секонд-хэнд. Но, как в том анекдоте, "останется осадок" в виде растущего недоверия к власти, которая сначала объявляет, что сертификаты не нужны, потом - что нужны, но как их получать - неизвестно. Кроме того, понятно, что неожиданный пересмотр решения о необходимости сертификации подержанных машин - очередной препон на пути ввоза в Россию недорогих праворульных иномарок. Ведь в случае с импортом новых автомобилей все просто: достаточно заглянуть в каталог и удостовериться, что данная модель соответствует нормам "Евро-2". При ввозе подержанных авто придется проверять каждую машину: вдруг у нее уже "умер" каталитический нейтрализатор? Процедура сертификации потребует времени и денег, а значит, отразится и на рыночной цене "японок" - то есть крайним останется потребитель. Хотя еще месяц назад руководитель Ростехрегулирования Григорий Элькин обнародовал особую таблицу, заявив: "Если в соответствии с таблицей год выпуска и страна-производитель автомобиля попадает в экологический класс "2" или выше, при ввозе в Россию и регистрации автомобиля в ГАИ никаких дополнительных документов не требуется" (цитируем по сайту Минпромэнерго). Согласно этой таблице все японские машины 1998 года выпуска и "моложе" соответствуют данному экологическому стандарту. Однако всемогущая отечественная бюрократия живет по собственной логике. И, судя по тому, как в России вводится стандарт "Евро-2", до европейских норм нам еще очень далеко.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"