Человек летящий
С возрастом тянет к земле - к саду-огороду. Жительница Находки Валерия Горшкова вышла на пенсию и вместо того, чтобы выращивать огурцы, озаботилась детским, в сущности, вопросом: почему это люди не летают, как птицы? Результатом напряженного раздумья стало изобретение безмоторного летательного аппарата.
С возрастом тянет к земле - к саду-огороду. Жительница Находки Валерия Горшкова вышла на пенсию и вместо того, чтобы выращивать огурцы, озаботилась детским, в сущности, вопросом: почему это люди не летают, как птицы? Результатом напряженного раздумья стало изобретение безмоторного летательного аппарата.
Валерия Петровна считает свое изобретение революционным. Она показала нам чертежи, патент, датированный 24 июня 2002 года, и объяснила значение проекта.
Мечта человека о безмоторном полете когда-то воплотилась в дельтаплане. Недостатки устройства очевидны: для разгона и подъема на высоту требуется техника, полет ограничен силой воздушного потока. В общем, красиво, романтично, но непрактично.
С 1979 года начали появляться мускулолеты самолетного типа. На этих винтокрылых аппаратах можно преодолевать большие расстояния. Но замучаешься крутить педали. Требуется физическая подготовка профессионального велосипедиста. Кроме того, у такого самолета очень большой размах крыльев (не менее 30 метров). Во время его разгона по бокам должны бежать двое ассистентов и поддерживать эти самые крылья, чтобы они не касались земли. Да и надежности такому аппарату явно недостает. При сильных порывах ветра крылья могут сложиться.
Валерия Горшкова решила максимально все упростить, а именно осуществить безмоторный полет человека без подготовительных операций, без разгона и без повышенных требований к физическим требованиям человека. И со своей задачей справилась.
Ее аппарат может стартовать с любой поверхности и лететь в любом направлении. Условия для полета комфортные: садишься и просто нажимаешь на педаль. Небольшая скорость передвижения - чуть больше обычной пешеходной - компенсируется высокой надежностью. Вот почему мускулолет Горшковой, запусти его в производство, нашел бы себя в таком широком спектре применения, как аттракционы, спорт, спасательные операции, да и просто в качестве транспортного средства.
В технические подробности автор по понятным причинам просила не вдаваться. Отправной точкой рассуждений был вопрос: "Для чего рыбам пузырь?". Мускулолет Горшковой представляет собой сочетание геликоптера, лопасти которого приводятся в движение с помощью педального привода, и небольшого воздушного шара, наполняемого гелием. Именно подъемная сила шарика (ее можно варьировать в зависимости от веса пилота) обеспечивает комфортность передвижения.
Примечательно, что у Валерии Горшковой, получившей патент на изобретение летательного аппарата, даже нет технического образования. Всю жизнь работала (на производстве и в педагогике) экономистом. На вопрос: "Как вы докатились до изобретательства?" - Валерия Петровна отвечает так:
- У меня все родственники с творческим наклоном. Сестра - филолог-доцент, отец - кандидат экономических наук, брат - инженер. А из меня все это (надо полагать, творческое начало. - Прим. ред.) только под старость вылезло.
Выясняется, что над проектом работала чуть ли не вся семья. В качестве оппонента выступил сын. Ознакомившись с идеей матери, он сказал: "Чепуха!". Зато брат, Михаил Горшков, инженер, отнесся к проекту с энтузиазмом. Именно он выполнил все расчеты и сделал чертежи беспримерного летательного аппарата. Правда, от авторства изобретения Михаил Петрович скромно отказался.
От проекта до его воплощения - дистанция огромного размера. По словам Валерии Горшковой, по этому поводу уже велись переговоры с арсеньевским авиастроительным объединением "Прогресс". Цена вопроса составляет минимум 5 тысяч долларов. Требуются спонсоры.
Автор: Юрий БОДУХИН Георгий пакин (фото), специально для "В"