Здесь мир красив и жесток
Бредем через перевал к лежбищу морских львов. Дует пронизывающий ветер. Морось бьет дробью в лицо. Видимость почти нулевая, можно запросто слететь с обрыва в стометровую пропасть. Изредка густая пелена тумана разрывается, и тогда видно, как быстро проносятся над скалами низкие, рукой достать, облака.
Бредем через перевал к лежбищу морских львов. Дует пронизывающий ветер. Морось бьет дробью в лицо. Видимость почти нулевая, можно запросто слететь с обрыва в стометровую пропасть. Изредка густая пелена тумана разрывается, и тогда видно, как быстро проносятся над скалами низкие, рукой достать, облака.
Такая погода на острове Медном, одном из четырех Командорских, с весны до осени постоянная. Пятый сезон я здесь в научно-исследовательской российско-американской экспедиции, и только в прошлом году ясных дней за три месяца было, в общей сумме, пять, в этом - пока ни одного.
Командоры вызывают огромный интерес у биологов всего мира. Скалы, уходящие отвесно в воду, облюбовали сотни тысяч птиц, образуя густонаселенные колонии. На рифах во время отливов отдыхают краснокнижные тюлени-антуры и морские выдры-каланы. На острове Медном находится четыре лежбища северных морских котиков и львов-сивучей.
Мы ведем наблюдение за сивучами. Российских и американских ученых беспокоит вопрос: почему всего за 20 лет численность морских львов сократилась аж в шесть раз, с 300 тысяч до 50 тысяч? Возможно, причина гибели - дрейферные сети в открытом море, расставляемые рыбаками для ловли красной рыбы. Но, может быть, и изменение кормовой базы в местах репродукции - на лежбищах. Мониторинговые работы совместно ведутся с 1991 года.
Калифорнийский постоялец и "русское братство"
Огромные животные, около трех с половиной метров длиной и весом свыше тонны, основное время года живут прямо в океане. Здесь они питаются стайными и донными рыбами, спят, играют. Только весной собираются стадами на северных островах, где спариваются и выводят потомство.
Остров иногда приоткрывает кулисы и удивляет сюрпризами. Например, четыре года подряд на Юго-восточное лежбище приплывал из Калифорнии один и тот же (определили по метке) северный морской слон, совершенно не типичный для наших российских вод. Морские котики и сивучи с большим недоверием относились к соседству иностранца, хотя он и порывался всячески контактировать с "русскоязычными" тюленями. С гаремных территорий секачи-сивучи с позором прогоняли незваного молодца, а молодые полусекачи принимали в свои игры с явной неохотой.
Самцы-извращенцы, самки-"кукушки"
На Медном расположено одно из основных в мире лежбищ сивучей, отсюда интерес к острову ученых США и России. В составе совместной экспедиции нас шесть человек, в том числе американец Филипп Гроо, прекрасный парень из Сиэтла, не расстающийся днем и ночью с огромной видеокамерой. Его задача - снять фильм о жизни морских львов.
На лежбище постоянный шум и движение: кричат чайки, дерущиеся с песцами из-за мертвого щенка сивуча, рычат матерые секачи, расширяя территорию гаремов, подают сигналы потомству самки. Мы с Филиппом находимся в танке (будке из толстой фанеры с ручками внутри), ведем наблюдение сквозь амбразуры. Иногда подносим танк к самому семейству, так что процесс размножения животных виден во всех деталях.
Мы ученые и описываем происходящие события без прикрас и эмоций. Это на арене цирка аплодируют милым проделкам морских львов, их акробатическим номерам и жонглированию мячом. На самом деле сивучи - жестокие хищники, лишенные милосердия и сострадания даже к ближнему.
На суше они живут несколькими блоками. Лучшие места лежбища занимают семейные. Самые сильные самцы, секачи, образуют гаремы до 20 самок, здесь же детеныши до трех лет. Семья расположена на территории примерно 15 метров в окружности. Если на границу кто-то посягает, быть жестокому, иногда смертельному кровопролитию.
Спаривания и бои происходят, чередуясь, непрерывно. Сивучи - откровенные извращенцы, не колеблясь, могут изнасиловать зазевавшегося сородича-холостяка, осеменить мертвую самку. Диву даешься, сколько сил расходуют эти туши. А ведь в брачный период секачи не прерываются даже на кормежку. Попробуй, оставь гарем на минуту, его тут же освоит новый хозяин, стремящийся увеличить число своих жен максимально.
Самки не особенно переживают за своих детей. Если щенок случайно отошел от гарема на расстояние двух метров, то мать тут же забывает о нем и не пытается защитить. Попытки щенка прибиться в чужую семью редко заканчиваются успешно. Гораздо чаще заблудившийся молодняк гибнет от голода или становится объектом жестокой забавы разгулявшихся холостяков. Таким образом, теряется до 10 процентов всего прироста.
Каковы на вкус морские котики?
Кроме морских львов на острове множество морских котиков. Их жизнь не менее жестока, но численность не вызывает опасений ученых. На Медном рождается до 50 тысяч щенков этого вида. Котики по сравнению с сивучами гораздо более ловки, действия на их лежбищах напоминают ускоренные мультипликационные фильмы, поэтому наблюдать за ними очень утомительно.
Между морскими львами и котиками нет вражды и борьбы. Но это не гарантирует последним спокойного проживания. Воды у Медного кишат полчищами косаток, промышляющих стайными рыбами. Но мы с кандидатом наук Евгением Мамаевым уже три года наблюдаем охоту одной из групп кровожадных хищниц на морских млекопитающих - северных котиков. В этом году решились ее снять непосредственно с моторной резиновой лодки, проникая в самый эпицентр охоты.
Наблюдать охоту косаток - зрелище не для слабонервных. Вот дельфин легко и грациозно догнал котика, перепрыгнул через него, подобрался снизу и резким движением хвоста подбросил над поверхностью воды метров на пять. Затем еще и еще раз, демонстрируя перед сородичами ловкость и силу. Идет как бы соревнование, охота из интереса, заканчивающаяся, правда, всегда смертью ластоногого. Но нападений косаток на сивучей я и мои товарищи не видели никогда.
Как-то раз косатки при нашем появлении оставили тушу котика с аккуратно снятой острыми зубами шкурой. Мы затащили еще теплое мясо на берег, осмотрели множественные переломы, измерили зверя и благополучно довершили начатое хищниками дело, то есть доели котика. Блюдо оказалось отвратительным из-за острого рыбного привкуса. Но у алеутов, жителей острова Беринга, где мне довелось работать инспектором рыбоохраны, мясо котиков слывет самым изысканным.
Редкие таланты
Считается, что во время охоты косатки совершенно не издают звуков. Но однажды мы встретили группу хвостатых "ребят" с совершенно не типичным поведением. Мало того, что они совершенно не боялись нашей лодки, так еще азартно и довольно громко поддерживали друг друга, гоняя котиков у поверхности моря.
Иногда многотонные туши проявляли интерес к нам и проплывали под нашей лодкой, буквально прикасаясь к днищу своей кожей. Чувство при этом мы испытывали, прямо скажем, не из приятных. Хотя еще никто не зафиксировал нападения косаток на человека, пионерами в этой области становиться не хотелось.
В августе к острову подходят киты-горбачи, занесенные в Красную книгу. На горизонте постоянно курсируют кашалоты, но подойти к ним слишком трудно и опасно. Эти громадины, похожие на обрубки бревна, загубили в студеных водах не одну алеутскую душу.
В конце лета к берегам острова прилетают на кормежку десятки тысяч тонкоклювых буревестников, образуя на воде обширные черные пятна. Эта птица гнездится у берегов Австралии, но наши богатые планктоном и рыбой места их очень привлекают.
Животный мир материковой части острова представлен только одним млекопитающим - голубым песцом. Этих зверей осталось лишь около двухсот, и потому они представляют большой интерес для зоологов.
* * *
За несколько лет я обошел остров Медный вдоль и поперек. Скалы и горы растянулись на 58 километров в длину и 3,5 в ширину. Растительность тундровая, белый гриб может вырасти в 10 раз выше карликовой березы, много разнообразных цветов, ягоды шикши, голубики, морошки. Белые куропатки совсем не боятся человека, песцы берут еду с ладони и норовят оттяпать пальцы.
Когда-то при Екатерине Второй на острове основали свое селение алеуты. Они жили охотой на морских животных и песцов. При советской власти коренное население перевезли на соседний остров Беринга, чем оно остается недовольным до сих пор.
Есть на Медном пограничная застава. Я посещал ее несколько раз, и каждый был для служащих радостным и запоминающимся. Дело в том, что служивому люду начальство запретило покидать казарму и окрестности в радиусе 20 метров под угрозой самого строгого наказания. Вот и живут пограничники в четырех стенах по нескольку лет, как в тюрьме, изучая непрерывно устав.
Меня часто спрашивают, почему я ежегодно приезжаю на остров, да еще с весны до осени, когда в Приморье буйно расцветает растительность, можно искупаться в теплом море. Что сказать, родной край мне очень близок, и я исходил здесь немало троп. Но хочется не только бродить, а еще и приносить своими наблюдениями пользу. Кроме того, моя профессия - изучение болезней морских млекопитающих, и лучше, чем на Командорах, ее не применишь.
* Алексей Четвергов - выпускник Уссурийской сельхозакадемии, постоянный участник научно-исследовательских экспедиций на Командорские острова, тема будущей диссертации - "Морские млекопитающие Дальнего Востока". Проживает в Находке.
Автор: Алексей ЧЕТВЕРГОВ (фото автора), специально для "В"