Серебряное золото Александра Новикова

Как это ни покажется странным, но повзрослеть и избавиться от ребяческих и хулиганских замашек можно и в 50 лет. Наверное, именно это и произошло с Александром Новиковым: во время концерта самого известного российского шансонье собственно шансона звучало очень мало. Вместо этого поклонники таланта услышали песни из нового "есенинского" цикла и творения, написанные на стихи русских поэтов Серебряного века. Ценители уголовной романтики зря потеряли время - мэтр уже не тот...

5 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1944 от 5 май 2006

Как это ни покажется странным, но повзрослеть и избавиться от ребяческих и хулиганских замашек можно и в 50 лет. Наверное, именно это и произошло с Александром Новиковым: во время концерта самого известного российского шансонье собственно шансона звучало очень мало. Вместо этого поклонники таланта услышали песни из нового "есенинского" цикла и творения, написанные на стихи русских поэтов Серебряного века. Ценители уголовной романтики зря потеряли время - мэтр уже не тот...

Надо отдать должное Новикову - концерт получился политкорректным. В том смысле, что в отличие от нескольких предыдущих выступлений маэстро не высказывался резко в адрес "заклятого друга" Филиппа Киркорова, не клеймил расплодившихся на экране артистов нетрадиционной ориентации и не высмеивал прочих коллег по цеху. Музыка была живой: клавишные, две гитары, барабанная установка. Песни на стихи Есенина получились в основном грустными. Впрочем, веселых песен в шансоне вообще не очень много. Год от года музыка Новикова становится все более качественной. Маэстро работает над собой - аранжировки не выбиваются из общего гармонического ряда, а становятся естественным продолжением куплета и припева. Гитары то плачут, то шепчут, то ведут неспешный разговор, а то взрываются чисто есенинскими, весьма колоритными эмоциями.

Сам Александр Васильевич объясняет: "Когда пишу музыку, всегда ориентируюсь на Есенина - как бы на моем месте сделал он:". Трудно сказать, так ли это, но музыка получилась сочной.

Конечно, будучи одним из столпов "русского шансона", он должен писать на темы, касающиеся непосредственно тюрьмы. Однако сам Новиков говорит, что от подобного репертуара ему приходится постепенно отходить. Одно из ответвлений шансона - тюремная песня и так переживает какой-то нездоровый всплеск и без него. Во-вторых, многое из того, что делается другими исполнителями в жанре, - продукт крайне некачественный. А коли так - значит надо держать свою планку повыше. И поэтому в его творчестве перемежаются два мотива - чисто поэтический, для людей, которым близки простые русские песни (это как раз Есенин и другие), и "приблатненный" (как недавно вышедшая новая пластинка "Понты Амура").

И в политику, как могло многим показаться, бард не рвется. Потому что занятие это, как и музыка, требует полной самоотдачи. "Нельзя быть частично музыкантом, частично политиком и еще немного медиком, как практикуют некоторые исполнители - нужно выбирать что-то одно и заниматься этим полноценно. Если я и пойду - то сразу в президенты, если, конечно, раньше не уберут!", - вот и все амбиции по-новиковски.

Для тех же, кто особо ценит лирическую составляющую в творчестве Александра Васильевича, подготовлен сюрприз. Вскоре в продаже появится альбом "Серебряное золото": в новой аранжировке записано 50 лирических песен.

Продемонстрировал маэстро и две новые вещи на стихи Игоря Северянина. Слушая их, никогда не скажешь, что они написаны автором "Шансоньетки" и "Извозчика". Видимо, у русского шансона есть перспективы, покуда его классики находят способ "расширять горизонты". В общем, что и говорить, концерт получился лирическим и непривычно тихим. Хотя: Один скандальный момент на концерте все-таки был. В одной из записок у Новикова спросили, как он относится к фильму "Есенин", в котором снялся Сергей Безруков. Тут уж шансонье не сдержался. Заранее попросив извинения, озвучил следующее: "В этом фильме изображен не великий русский поэт, а какой-то полупи...-хохотун. Рестораны, пьянки-гулянки: Да тогда время не то было, бедность кругом. И Есенину кем только не приходилось работать, он даже книгами торговал, чтобы прокормиться. А тут - такое показали! Худшего ничего нельзя придумать, чтобы очернить Россию. А когда я посещал музей Есенина в последний раз, работавшие там женщины пожаловались мне, что приезжал Безруков и настаивал, чтобы те вещи, в которых он снимался в фильме, тоже поместили в число экспонатов. Его послали, естественно, с такой просьбой куда подальше. А потом работницы музея, посвятившие всю жизнь сбору и сохранению экспонатов, касающихся великого поэта, попросили: "Александр Васильевич, за то, что он сделал с нашим кумиром, набейте ему лицо, пожалуйста!". Что ж, наверное, я это и сделаю при удобном случае, и с большим удовольствием!".

В этом, наверное, и есть весь Новиков: классика классикой, но если кто не понимает - можно и кулаком промеж глаз. Вот в этой естественности и кроется секрет народной любви.

Досье "В"

Играя в начале 1980-х в группе "Рок-полигон", Александр Новиков и не предполагал, что уже через короткий промежуток времени, в 1984-м, мгновенно ворвется на олимп запрещенного в ту пору "уголовного жанра". Первый альбом, известный как "Извозчик", стал в течение нескольких месяцев популярен во всех городах СССР, несмотря на то, что распространялся подпольно, а сам его автор очень быстро оказался за решеткой на целых шесть лет за индивидуальную трудовую деятельность, которую легализовали спустя три года - в 1987-м. После освобождения был полностью реабилитирован Верховным судом РФ, вернулся в жанр русского шансона и записал 16 альбомов (включая два на стихи Есенина). Лауреат российской музыкальной премии "Овация".

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"