Поздравляем: вы - лох!

В предыдущих номерах газеты журналисты попытались выстроить своеобразный каталог мошенничеств в науке и медицине. Сегодняшняя тема не менее интересна - "почтовое" надувательство.

5 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1944 от 5 май 2006

В предыдущих номерах газеты журналисты попытались выстроить своеобразный каталог мошенничеств в науке и медицине. Сегодняшняя  тема не менее интересна - "почтовое" надувательство.

Утром - деньги, вечером - приз

Началось все с участия в рекламной кампании одной из торговых марок. Надо было заполнить анкету, найденную в пачке сигарет, и отправить ее по указанному адресу. При благоприятном раскладе могла "выгореть" бесплатная путевка. Я не питал надежд на выигрыш, поскольку в дармовщину в общем-то не верю. Мною двигало любопытство. Как говорится, а вдруг? Получилось же, что я собственной рукой сообщил свой адрес всем желающим поживиться за мой счет:

Прошло немного времени, и поздним вечером раздался телефонный звонок. Приятный женский голос сообщил, что беспокоят меня из Москвы и вызвано это неожиданное событие тем, что их фирма проводит соцопрос. Девушка интересовалась, какой кофе я предпочитаю и какой шоколад ем по утрам. Где-то через неделю я обнаружил в своем почтовом ящике увесистый пакет, присланный той самой "социологической" компанией. Оказалось, один знаменитый провидец  каким-то образом помог мне выиграть полмиллиона рублей. "Вы признаетесь Единственным и Уникальным Главным Победителем: Вы выиграли главный приз - 500000 рублей. Я так за вас счастлив!" - распинался в тексте улыбчивый колдун. Однако оказалось, что деньги эти я смогу получить, лишь выписав из каталога фирмы "Пост-шоп" (буклет прилагался) три товара на сумму не менее полутора тысяч рублей. Лучше - предоплатой. Прилагались и квитанции для скорейшей оплаты. Изучив, что предлагал  "Пост-шоп", подумал, что преподавание географии в школах ведется из рук вон плохо. В противном случае московские торговцы знали бы, что граница с Поднебесной расположена невдалеке от нас и предлагаемые ими товары предприимчивые китайцы завезли в массе еще пару лет назад. Притом по гораздо меньшей цене.

Лет десять назад мой хороший знакомый Виктор попался на удочку точно таких же почтовых "лохотронщиков". В один прекрасный день ему сообщили, что он выиграл автомобиль!!! Ключи прилагались в конверте. Но была и маленькая загвоздка. Для получения столь ценного выигрыша необходимо подписаться на журнал "Ридерз Дайджест", сообщалось в почтовом послании. Вне себя от счастья, Виктор заплатил деньги и оформил подписку. Журнал стал приходить ежемесячно, как и полагалось, вот только оказался совершенно ему не интересен. А выигранное авто так и затерялось где-то на необъятных российских просторах.

Предложение "Пост-шопа" я выбросил. Тем не менее каждую неделю продолжали приходить все новые послания. За символическую плату маги и чудодеи предлагали купить магический амулет, якобы помогающий во всех жизненных ситуациях... А "Пост-шоп" настойчиво напоминал о моем выигрыше. Пугали, что если я не вышлю им оформленный и оплаченный заказ, то полмиллиона рублей будут потеряны безвозвратно, их вручат другому лицу. "Подобный случай выпадает нечасто", - взывали они к моему разуму. Тем временем круг моих благодетелей неуклонно расширялся. В одном из писем моей судьбой заинтересовался некий экзотический ясновидящий гипнотизер Доминик Уэбб. "Он видит выигрышные номера в лотереях",- сообщалось про доселе неизвестного мне ясновидца. Мне предлагали купить у этого "великого человека" волшебное послание за 299 рублей, заряженную фотографию за 199 целковых. А ПОДЛИННЫЙ МАГИЧЕСКИЙ ТАЛИСМАН я мог получить совершенно бесплатно! Приобретя все эти волшебные "прибамбасы", можно было "научиться использовать силу магических чисел для получения денег, суметь завоевать любовь и продвинуться по службе". До сих пор сомневаюсь: может, зря не выписал? Глядишь, уже сидел бы на месте генерального директора или, как минимум, главного редактора...

Обещать жениться - не значит осчастливить

Впрочем, после того как я заглянул в Интернет, подобные мысли исчезли. Не я один оказался под пристальным оком почтовых "лохотронщиков". Адреса потенциальных жертв дельцы добывают в основном из баз данных правоохранительных органов или компаний, которые так же, как и они, занимаются почтовой рассылкой. Кроме того, диски с такой информацией продаются на компьютерных рынках в Москве и Питере. Да и во Владивостоке можно без проблем достать компакт-диск с самой обширной информацией чуть ли не обо всех жителях Приморского края. Ваш адрес могут "слить" и родственники (или просто знакомые), указав ваше место жительства в купоне "без финансового риска для друга".

Вообще надо сказать, что на любителей случайной халявы закидывается довольно-таки мелкоячеистая сеть. Так, по словам начальника цеха письменной корреспонденции главпочтамта Людмилы Хорьяковой, ежедневно в адрес приморцев  поступает от 30 до 40 тысяч "писем счастья". Обратный адрес на подавляющем большинстве из них - Москва, Санкт-Петербург, Тверь. (Именно в Твери была зарегистрирована "Байкалфинансгруп", засветившаяся в скандале с продажей активов "ЮКОСа". Похоже, город превращается в один из ключевых центров лохотронного бизнеса.)

Интересно и другое: а вообще кто-нибудь из доверчивых россиян получил то, что заказывал? Такие "везунчики" есть, рассказывают специалисты Роспотребнадзора, однако товар часто присылают далеко не тот, что был указан в каталоге. Одной жительнице Владивостока вместо обещанного бестселлера пришли дешевые китайские пластмассовые миски. Другой случай: книга "Пища - лучшее лекарство" стоимостью 329 рублей оказалась небольшой брошюрой, красная цена которой - тридцать рублей.

"Навар" от почтового "лохотрона", по оценке московских экспертов, составляет не менее двух миллиардов рублей в год. По Приморскому краю таких данных найти не удалось, ясно лишь, что и в нашем регионе представителям данного вида бизнеса удается "собрать" с доверчивых горожан и сельчан не один десяток миллионов. Ведь даже с учетом всех накладных расходов такая торговля приносит до 150 процентов прибыли.

- Фирма "Пост-шоп", - рассказывает жительница Владивостока, некоторое время назад воспользовавшаяся услугами этой организации, - выслала мне из Москвы ценную бандероль на 50 рублей. В прилагавшемся письме меня поздравляли и сообщали, что я выиграла путешествие в Париж всей семьей. И я клюнула - все-таки бандероль прислали. Меня просили лишь выслать деньги на бронь для путешествия - 1796 рублей. Я и отправила. Только через семь месяцев фирма удосужилась выслать мне документы для заполнения. Произошло это после моих очень настойчивых писем. Мне сообщили, что победитель также должен оплатить авиабилеты - 587 долларов, визовый сбор - 52 доллара, страховку - 20, трансфер - 40. Получилось по 700 долларов с одного человека. Неплохой "выигрыш":

Наказать можно, но сложно

На всех конвертах в качестве обратного адреса указывается номер почтового абонентского ящика. С таким адресом в суд не пойдешь. Это равносильно поискам дедушки на деревне. За абонентским ящиком может скрываться кто угодно.

Однако среди обманутых есть и те, кто сумел-таки наказать недобросовестных коммерсантов. Так, московскому пенсионеру Михаилу Боревскому однажды пришло письмо, в котором сообщалось, что он единственный обладатель приза стоимостью 187 тысяч рублей. Для того чтобы получить свой выигрыш, надо было заказать товар на определенную сумму. Но пенсионер оказался человеком дотошным. Внутри конверта мелким шрифтом указывалось, что на этот приз претендуют все покупатели, выписавшие товар из каталога. Победителя же определят в процессе жеребьевки, которая состоится аж в конце года! Пенсионер решил защищать свои права через суд, который вынес решение в его пользу. Мотивировка проста. Извещение о выигрыше является письменным обязательством фирмы перед гражданином. А трактовка на внутренней стороне конверта не имеет к нему никакого отношения, поскольку в письме было однозначно указано, что именно Михаил Боревский является единственным обладателем приза.

Кстати, еще в 1998 году специальной комиссией министерства по антимонопольной политике рассматривалось дело компании "Еврошоп". Тогда было признано, что данная организация нарушила законодательство о рекламе, так как рекламировала незарегистрированную лотерею, злоупотребляя доверием граждан. На фирму наложили крупный штраф. Тем не менее "Еврошоп" ни на минуту не прекращал своей деятельности, вовлекая все новых клиентов и получая все большую прибыль:

P.S... За время, потраченное на попытки меня обработать и склонить к "взаимности", "постшоповцы" прислали целую кипу разноцветных бумаг. Почти все я выкинул. Но красочная макулатура все продолжает поступать, обеспечивая меня запасом бумаги на годы вперед. Я уже начал задумываться: а не открыть ли предприятие по переработке макулатуры? Недостатка в сырье точно не будет.

Автор: Василий Акимов, специально для "В"