Выхлопу - труба

В соответствии с вступившим в силу 22 апреля 2006 года постановлением правительства РФ от 12.10.2005 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ" Россия перешла на экологический стандарт класса 2, в просторечии - "Евро-2".

4 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1943 от 4 май 2006

В соответствии с вступившим в силу 22 апреля 2006 года постановлением правительства РФ от 12.10.2005 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ" Россия перешла на экологический стандарт класса 2, в просторечии - "Евро-2".

Это означает, что отныне к ввозимым в Россию либо производимым на ее территории автомобилям будут применяться новые, более жесткие требования к составу выхлопных газов. Производство приморцев мало волнует; зато, как сказано в распространенном Дальневосточным таможенным управлением сообщении, "с 22 апреля 2006 года будет разрешен ввоз в Россию только тех автомобилей, технические нормативы уровня выбросов которых соответствуют стандартам экологического класса 2". Специалисты ДВТУ ссылаются на письмо Федеральной таможеной службы от 19.04.2006 "О таможенном оформлении автотранспортных средств", в котором говорится: "С 22 апреля 2006 года осуществлять выпуск новых автотранспортных средств:на основании "одобрений типа транспортного средства" (далее - ОТТС), выдаваемых органами, аккредитованными Ростехрегулированием. Данные ОТТС представляются при таможенном оформлении транспортных средств одновременно с таможенной декларацией".

Итак, что же такое "Евро-2" и с чем его едят? Приводить здесь абсолютные показатели допустимого содержания вредных веществ в выхлопе, думаем, нет смысла. Грубо говоря, "Евро-0" - это допотопные автомобили с карбюраторами старой конструкции; "Евро-1" - жигулевская "классика", также карбюраторная. Чтобы соответствовать нормам "Евро-2", машина должна быть оснащена впрыском (говоря по-приморски, системой EFI) и каталитическим нейтрализатором. С течением времени требования будут ужесточены: с 2008 года в России начнет действовать стандарт "Евро-3", предполагающий наличие бортовой электронной диагностики, с 2010 - "Евро-4", а с 2014 - и "Евро-5". При этом, что принципиально, уже эксплуатируемые автомобили никто не будет заставлять переделывать под новые нормы.

Как сообщают информагентства, крупнейший российский производитель легковушек "АвтоВАЗ" практически готов к введению "Евро-2", хотя до сих пор не снял с производства устаревшие карбюраторные двигатели. В Приморье ситуация принципиально иная: абсолютное большинство наших автомобилей - японского производства. И хотя они не новые, морально приморский автопарк гораздо современнее всего, что производится в России, включая даже "Ладу-Калину". Сегодня из-за таможенной специфики из Японии ввозятся в основном автомобили 1999-2003 годов выпуска, которые соответствуют не только "Евро-2", но гораздо более жестким требованиям. Несмотря на обилие автомобилей во Владивостоке, воздух на наших магистралях гораздо чище, чем в городах центральной России. Это сразу чувствуешь, когда мимо проедет редкая у нас 'Лада' или 'Газель', источая ядовитые газы. Так что бояться нечего: пока ввоз "японок" не запрещен, лучший в мире автопром обеспечивает приморцам надежную фору на много лет вперед.

Но дело даже не в этом. Как особо уточняется в сообщении ДВТУ, "в соответствии с разъяснением Ростехрегулирования от 29.03.2006 № СП/101-26/1469 на бывшие в употреблении (подержанные) автомобильные средства подтверждение экологического класса при ввозе на территорию РФ не требуется". Почему "Евро-2" вводится в таком половинчатом режиме - сказать сложно. Скорее всего, у властей пока просто нет обученных специалистов и средств диагностики, чтобы квалифицированно определять прямо на границе соответствие каждого автомобиля экологическим стандартам. А значит, все в порядке, тревога оказалась ложной.