Человек эпохи Джема

Внешность Юрия Григорьевича Данченко, известного в криминальном мире как Штурман, едва ли кого-то впечатлит. С виду - обычный худощавый дедушка с грустным, но решительным лицом. Ему около 60, но на вид можно дать все 70 лет - сказались годы отсидки и не самая питательная лагерная кормежка. Тюремных татуировок (сам он их называет "регалками") у Данченко немного, все они старые.

27 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1940 от 27 апр. 2006

Внешность Юрия Григорьевича Данченко, известного в криминальном мире как Штурман, едва ли кого-то впечатлит. С виду - обычный худощавый дедушка с грустным, но решительным лицом. Ему около 60, но на вид можно дать все 70 лет - сказались годы отсидки и не самая питательная лагерная кормежка. Тюремных татуировок (сам он их называет "регалками") у Данченко  немного, все они старые.

Не крутой, но уважаемый

Зато впечатляет послужной список, зафиксированный в информационном центре управления внутренних дел Приморского края - около десятка реальных отсидок в колониях СССР и России, общий тюремный стаж составляет 34 года. Целая жизнь проведена "за колючкой", а все, что заслужил, - звание особо опасного рецидивиста. Ни жены, ни детей, ни друзей....

...В очередной раз старого волка - Штурмана задержали из-за его же собственной жадности. Вор-одиночка, всю жизнь промышлявший без напарника, в конце марта этого года погорел на краже в одном из домов по улице Котельникова во Владивостоке. Предварительно проверив, что в квартире никого нет, он вскрыл ее и набрал нужных ему вещей. Вынес. Не вернись он в квартиру второй раз - может быть, гулял бы Штурман как живая криминальная легенда. Но вор решил вернуться. А когда уже собрался выходить с очередной партией груза, наткнулся на 16-летнего парня - сына хозяев квартиры. Подросток, увидев, как некий дедушка пытается выйти из их жилища с вещами, вцепился нежданному гостю в воротник. Штурман попытался вырваться, и ему это почти удалось, но вслед за сыном приехали и его родители. Видимо, в этот день Юрию Данченко отчаянно не фартило. Как он ни выкручивался, отец с сыном одолели его и скрутили. Приехавший по вызову наряд ГАИ доставил воришку во второй отдел милиции Первореченского РУВД Владивостока.

Как рассказал корреспонденту "В" начальник отделения уголовного розыска второго отдела милиции Виталий Мысливчик (опер Пиночет), поначалу задержанный Штурман вообще отказывался назвать себя и место своего проживания.

Виталий Мысливчик:

- Нам было сразу понятно, что потерпевшие задержали вора "старой формации". Начать с того, что обратился он ко мне со словами "гражданин начальник". Он продолжает жить по старым "понятиям": если было правило ничего не брать из рук милиционера, то он и не берет. В его жизни все конкретно. Поначалу он выдвигал версию, что зашел в уже вскрытую квартиру, но к тому моменту у нас уже имелись данные с его судимостями. Таких, как Штурман, трудно разговорить, но все-таки спустя какое-то время он указал съемную квартиру на улице Сельской, откуда мы изъяли часть вещей, которые он украл с первого захода. Когда вору стало понятно, что это скорее всего финал его свободы, Штурман рассказал вещи, способные восхитить любого автора детективного жанра. Оказывается, он присутствовал на "коронации" ныне покойного "вора в законе" по кличке Джем. Сам Штурман говорит, что уровень этого мероприятия был очень высок - на нем присутствовали 17 "воров в законе". И тем не менее нельзя сказать, что Штурман гордится этим - так, эпизод из его прошлого. Кстати, сам себя он к крутым не относит. Говорит, что на всех тюрьмах и зонах "был не крутым, но уважаемым", лишних заслуг себе не приписывает.

На обломках империи со столицей в Комсомольске

Евгений Васин, известный в криминальном мире как Джем, даже после смерти остается человеком-легендой. Как и полагается настоящему авторитету, скончался в тюрьме, в СИЗО города Хабаровска, 23 октября 2001 года. По слухам, свою кличку Джем-Васин заработал еще до тюремной карьеры за особую любовь к яблочному джему в железных банках. Джемом он остался и после получения "воровской короны", хотя обычно кличка после "короновки" меняется, как показатель того, что человек расстается с прежней жизнью. Джем стал исключением. Надо отметить, что присутствие Штурмана на "короновке" вора в законе в те годы было определенным показателем лагерного авторитета, поэтому Данченко может по праву считаться маленькой частичкой некогда большой воровской "империи", даже если впоследствии и не поддерживал отношений с Джемом.

За время с момента "короновки" (середина 1980-х годов) Васин создал мощную группировку, известную как "Общак", охватившую своими "щупальцами" весь Дальний Восток. "Воровской столицей" Дальнего Востока стал Комсомольск-на-Амуре, откуда во все подконтрольные регионы выезжали назначаемые "положенцы" и слались "малявы" с указаниями. Однако после того как Джем был арестован за организацию поджога кафе "Чародейка" в Хабаровске, где на пожаре погибли 8 человек, "Общак" пошатнулся. Скоропостижная смерть Васина в СИЗО накануне его 50-летия со временем привела к тому, что васинскую организацию милиция и прокуратура все-таки сумели "обезглавить". В прошлом году в Хабаровске был арестован сменщик Джема на посту руководителя "организации" - Сахно.  А одновременно с ним - двое ближайших сподвижников, известных как Малек и Ева, все - "воры в законе". В Приморье щупальца "организации" так же постепенно подрубаются - регулярно задерживаются "трассовики" - сборщики автомобильной дани с перегонщиков иномарок, а за два последних года нанесены два удара по местному представителю "Общака". Сначала неизвестные расстреляли его машину, а затем милиция накрыла подпольный автомобильный цех, где переделывались узлы и агрегаты угнанных машин. Ущерб на сотни тысяч долларов. Уходит "эпоха", уходят и ее типичные представители:

Реквием по понятиям

Отчасти таких людей, как Штурман, можно пожалеть: время старого "классического" вора ушло, и он сам это отлично понимает. А в новых условиях он чужак. Здоровье у него не то, чтобы отбыть еще пять-шесть лет колонии. Да и в случае выхода из зоны его ждет, вероятнее всего, та же судьба, что и знакомца по кличке Лапша. Как рассказывают оперативники, во время первого допроса Штурман указал, что его подельником был одноименный гражданин, живущий в районе Первой Речки. Однако когда милиция нагрянула в жилище Лапши, то застала там изможденного, неходячего старика, синего от лагерных "регалок". Старый урка сумел вынести все "ходки", да вот только из-за тюремного образа жизни даже на свободе от множества болезней превратился в скелет весом в 40 кг. "Живущий взаймы", как отметили опера. Ясно, что этот "криминалитет" не способен к каким-либо действиям. Версию с участием Лапши в квартирной краже отвергли, и Штурману пришлось выдвигать новую, на этот раз правдивую...

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"