На парламентском барометре - "ясно"?
Сегодня проводится очередное (апрельское) заседание Законодательного собрания Приморского края. В числе более чем 30 вопросов повестки дня - принятие в завершающем чтении ряда краевых законов, имеющих важное социальное и экономическое значение.
Сегодня проводится очередное (апрельское) заседание Законодательного собрания Приморского края. В числе более чем 30 вопросов повестки дня - принятие в завершающем чтении ряда краевых законов, имеющих важное социальное и экономическое значение. Однако острота наиболее резонансных политических вопросов, рассмотрение которых еще месяц тому назад представлялось обреченным на повторение скандала в духе февральской сессии, была практически снята в середине апреля благодаря Генсовету ВПП "Единая Россия" 15 апреля и заседанию комитета по региональной политике и законности ЗС ПК 18 апреля.
Прежде всего на упомянутом заседании профильного комитета краевого парламента от имени фракции большинства - единороссов - была снята с рассмотрения поправка депутатов Липаева и Новикова к законопроекту "О внесении изменений в Устав Приморского края", который должен после ряда отсрочек быть рассмотрен сегодня во втором и, по возможности, в третьем чтении. Как хорошо известно заинтересованной общественности, поправка предполагала замену прописанной в действующем Уставе Приморского края смешанной системы выборов в Законодательное собрание на пропорциональную (по партийным спискам). Таким образом, основная парламентская коллизия последних месяцев была исчерпана ее инициаторами, но эпицентр противоречий лишь сместился в глубь законодательного поля.
Речь идет о двух других ключевых вопросах краевого избирательного права, также рассмотренных на заседании профильного комитета 18 апреля: поправки в Избирательный кодекс Приморья и новая схема "нарезки" округов. Оба проекта подготовлены и внесены в ЗС ПК в качестве законодательной инициативы Приморского крайизбиркома и встретили неоднозначный прием у депутатов. Но новая редакция Избирательного кодекса уже была в нарушение регламента исключена из повестки мартовской очередной сессии и не позволяет медлить с рассмотрением, а схема округов должна быть принята до середины июня, что позволило отложить этот конфликтный для большинства депутатов вопрос на майскую сессию.
Итак, в случае принятия лишь тех изменений в Устав края, которые наконец-то приведут его в соответствие с федеральным законодательством в части процедуры избрания губернатора края по рекомендации президента РФ, в Приморье в преддверии осенних выборов в ЗС ПК сохранится смешанная система голосования. Она предполагает, что 20 депутатов будут избираться пропорционально числу голосов, отданных за партийный список, а еще 20 - по традиционной мажоритарной системе (по одномандатным округам). Для выдвиженцев от партий принципиально важна величина процентного порога, дающего права на вхождение в ЗС ПК. Напомним, что в проекте крайизбиркома минимальный уровень составляет 7 процентов, что устраивает лишь две наиболее популярные из приморских партий. Но снижение барьера до 3 процентов, как это предлагается в альтернативном законопроекте депутата Марковцева, позволит рассчитывать на вхождение в ЗС ПК представителей уже 5-6 партий. Характерно, что комитет по региональной политике и законности рекомендовал к рассмотрению на сессии именно этот проект, а пакет поправок от крайизбиркома такой рекомендации не удостоился.
Есть и другие отличия между депутатским и крайизбиркомовским проектами кодекса, основные из них состоят в следующем. Предлагается уменьшить размер избирательного фонда кандидата для финансирования своей избирательной кампании с 3 до 2 миллионов рублей (соответственно снижается избирательный залог), отменить досрочное голосование для поселений, упростить сбор подписей, убрав практику нотариального заверения подписных листов. Наиболее принципиальное депутатское предложение состоит в сохранении открытости партийных списков (крайизбирком, напомним, предложил закрытые списки, когда избиратель видит в бюллетене только головную часть списка из трех кандидатов). Тем не менее эти и другие нюансы законопроекта подлежат уточнению в процедуре второго чтения, а сегодня вероятно лишь принятие депутатской версии изменений в Избирательный кодекс в первом концептуальном чтении.
Автор: Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"