Штрафстоянки стали гуманнее

Прошло почти два месяца с тех пор, как во Владивостоке возобновилась деятельность специализированных стоянок для хранения временно задержанного транспорта, в просторечии - арестплощадок или штрафстоянок.

14 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1933 от 14 апр. 2006

Прошло почти два месяца с тех пор, как во Владивостоке возобновилась деятельность специализированных стоянок для хранения временно задержанного транспорта, в просторечии - арестплощадок или штрафстоянок.

Если в 2004-2005 годах эвакуацией и хранением автомобилей занималось ООО "Автомиг", то сейчас - муниципальное предприятие "Центр автостоянок". А это, как говорится, две большие разницы. Во-первых, доходы теперь идут в муниципальный бюджет. Во-вторых, целенаправленной охотой за неправильно припаркованными автомобилями эвакуаторы больше не занимаются. Когда арестплощадки содержал "Автомиг", во главу угла ставились чисто коммерческие интересы этой структуры, а не забота о безопасности дорожного движения. Не случайно деятельность "Автомига" в свое время даже попала в поле зрения уполномоченного по правам человека в Приморском крае Сергея Жекова. Спустя некоторое время после возобновления работы арестплощадок в 2006 году корреспондент "В" спросил Сергея Викторовича о том, как складывается ситуация сегодня. "Пока жалоб не поступало, - ответил приморский омбудсмен. - Насколько я понял, теперь уже не ставится задача при помощи арестплощадок получать прибыль для некоего ООО. Поэтому я надеюсь, что искусственные препоны для возвращения автомобиля владельцу создаваться не будут. Сами же стоянки, бесспорно, нужны".

По словам начальника ГИБДД УВД Приморского края Юрия Оборина, с появлением утвержденных губернатором расценок арестплощадки стали возникать не только во Владивостоке, но и в других городах Приморья. В краевом центре арестплощадок пока две: на Окатовой, 39 (район Змеинки) и на Муравьева-Амурского, 8 (неподалеку от остановки "Гайдамак"). Как сообщил директор МУПВ "Центр автостоянок" Александр Коцюруба, штат сотрудников муниципальных арестплощадок полностью укомплектован, достаточно четко отработана система выдачи автомобилей: при наличии разрешения госавтоинспекции машину можно забрать в любое время суток. В ближайших планах "Центра автостоянок" - продолжение обустройства территории штрафстоянок, предполагающее асфальтирование и усиление охраны.

Пожалуй, единственный момент, который мы бы назвали спорным, - это расценки. Первые три часа автомобиль хранится бесплатно, затем "включается счетчик". Час хранения обходится в сумму от 29 (автомобиль с объемом двигателя до 1,5 литра) до 114 (транспортное средство, перевозящее опасный груз) рублей, услуги эвакуатора - от 611 (перевозка мотоцикла) до 3908 рублей. С точки зрения себестоимости услуг содержание автомобиля на арестплощадке ничем не отличается от его хранения на обычной стоянке, однако "штрафная", как видим, обходится гораздо дороже. Ведь на обычной владивостокской стоянке с вас возьмут 50-100 рублей за целые сутки, то есть всего 2-4 рубля в час.

Не совсем понятна и градация автомобилей в зависимости от объема двигателя. За исключением единственного вышеупомянутого случая с транспортом, перевозящим опасный груз, стоимость эвакуации и содержания автомобиля на арестплощадке рассчитывается исключительно исходя из литража: до 1,5 литра - 29 рублей в час, 1,5-1,8 - 38, 1,8-2 - 49, от 2 до 3 литров - 56 и свыше 3 - 76 руб./час. Но едва ли затраты на перемещение и хранение автомобиля прямо зависят от объема его двигателя. Было бы гораздо логичнее рассчитывать эти расценки исходя из габаритов и массы автомобиля: ведь чем огромнее машина, тем больше места она займет на стоянке, а тяжелый автомобиль труднее эвакуировать. "Объясните бога ради, чем отличаются авто в одном и том же кузове, но с объемом двигателя 1799 и 1998 куб. см? - спрашивает Геннадий, посетитель электронной версии "В" (www.vladnews.ru). - Где логика?".

Может быть, логика заключалась в следующем: как правило, автомобили с большими двигателями стоят дороже малолитражек, поэтому, мол, их обладателей можно ударять рублем больнее. Но эта закономерность справедлива только при "прочих равных условиях". Ведь есть еще год выпуска, тип двигателя, конкретная марка авто и масса других критериев, которые не позволяют согласиться с тем, что машина с большим объемом мотора всегда дороже. Да и вообще затраты на арестплощадку - не разновидность штрафных санкций, а всего лишь оплата услуг муниципального предприятия по эвакуации и хранению (доставка автомобиля на арестплощадку не освобождает нарушителя от штрафа или иного взыскания, а двойного наказания за один проступок законом не предусмотрено).

В подписанном губернатором Сергеем Дарькиным постановлении "О размерах платы за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства" сказано, что расценки приняты "временно, до принятия Министерством экономического развития и торговли РФ методических рекомендаций по тарифной политике оплаты расходов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств". Когда эти рекомендации увидят свет - сказать трудно. Заместитель директора департамента управления делами Минэкономразвития РФ Сергей Смитюшенко сообщил корреспонденту "В", что этот вопрос на самом деле находится в компетенции Федеральной службы по тарифам.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"