Украдено в Приморье...
Возвращение Приморской картинной галерее рисунка Михаила Врубеля "Демон летящий" - событие, вне сомнений, грандиозное. Даже если отвлечься от трехмиллионной стоимости этого произведения, его историко-культурная ценность не имеет рублевого или иного денежного выражения.
Возвращение Приморской картинной галерее рисунка Михаила Врубеля "Демон летящий" - событие, вне сомнений, грандиозное. Даже если отвлечься от трехмиллионной стоимости этого произведения, его историко-культурная ценность не имеет рублевого или иного денежного выражения. Культурное наследие, то, что составляет нашу национальную гордость, нашу память, - бесценно...
История исчезновения рисунка Врубеля - своего рода музейный детектив. Как известно, с начала 30-х годов прошлого века Третьяковка, Эрмитаж, другие знаменитые галереи России стали не только активно распродавать свои фонды (деньги тратились на покупку зерна, например), но и передавать часть их музеям окраинных районов - так сказать, по-пролетарски делиться имеющимся богатством, дабы граждане Страны Советов и на другом краю света могли насладиться лицезрением шедевров русской и зарубежной живописи. Получил свою порцию и музей имени Арсеньева. Серов, Врубель, Кандинский, Поленов, великие голландцы - пусть не самые известные и дорогие, но все же:
Когда в 1966 году из фондов музея создаваемой Приморской картинной галерее передавались живописные и скульптурные работы, выяснилось: в те же 30-40-е картины, иконы, миниатюры загадочным образом из хранилищ исчезали. Оставались только "Акты о пропажах картин", согласно которым подлинники Айвазовского, Шишкина, иконы были украдены некими нехорошими лицами путем взлома помещения хранилища, разбивания окон и так далее. Что поразительно, милиция особой прыти в поисках шедевров не проявляла, примерно через 10 месяцев после пропажи дела тихо списывались в архив: А десятки (!) пропавших картин так и не находились. Высокопарно выражаясь, народное достояние уплывало в частные руки, а может - и за границу:
Работники галереи, музея имени Арсеньева в приватных беседах удивляются: акты о пропаже картин написаны небрежно, одной рукой - за десятки лет, никакого рвения, равно как и волнения по поводу пропажи "достояния республики" незаметно. Нечисто, ох, нечисто тут дело было: Но что и как - теперь вряд ли суждено узнать. Факт - рисунок Врубеля, пропавший в новогоднюю ночь 1945 года, всплыл в Москве в мастерских Грабаря спустя 60 лет. Некое лицо из Краснодара, купив "Демона летящего" у другого частного лица в Челябинске, отдало его на экспертизу для установления подлинности. Это дивное совпадение, что примерно год назад Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия была создана электронная база данных (которая постоянно обновляется) всех пропавших и украденных историко-культурных ценностей, принадлежащих России, и что через эту базу в обязательном порядке проверяются отныне все предметы искусства, приносимые на экспертизу, выставляемые на продажу, аукционы и так далее. Иначе "Демон летящий" мог бы и не заинтересовать компетентные органы.
Между прочим, как рассказала главный хранитель музея имени Арсеньева Нина Керчелаева, чудо и даже подвиг приморских музейщиков в том, что удалось сохранить сами акты о пропажах - в большинстве музеев СССР (а подобные "таинственные исчезновения" происходили везде - от Владивостока до Москвы в те времена) канули в Лету даже эти документы, и теперь музеи, галереи не могут даже доказать, что обнаруженная картина или икона когда-то была их собственностью: Так что возвращение "Демона летящего", который скоро смогут увидеть все посетители красивой, отремонтированной Приморской картинной галереи, которая - наконец-то! - займет оба этажа здания по Алеутской, 12 (отделение Сбербанка будет закрыто и перенесено), - случай и впрямь уникальный. Ведь до сих пор из более чем двух десятков пропавших ценностей галерее вернули только картину голландца Р. Браксенбурга "Жанровая сцена", которая была украдена из хранилища в 1931 году. Восемью годами позже на барахолке ее купил житель Владивостока, а в 1960-м преподнес в дар музею.
По словам Бориса Боярскова, руководителя федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, специалисты чуть ли не ежедневно находят по всему миру украденные у нас с вами - мы же граждане России! - раритеты, вплоть до аукционов "Сотбис"! Только за прошлый год было найдено 100 предметов! А сколько их еще, в том числе и тех, что были украдены, изъяты, взяты - как угодно - из хранилищ музея имени Арсеньева?
Так что же по сей день блуждает по России и миру из исчезнувшего в Приморье, да так и не найденного?
22 картины, иконы, миниатюры, в числе которых - эскиз Айвазовского "Море в бурю", полотна и рисунки Поленова, Шишкина, Кандинского, Серова, икона "Илия", миниатюры XVII-XIX веков, работы неизвестных западноевропейских художников "Двойной портрет Людовика XVI", "Портрет Марии-Антуанетты": Где, в каких частных коллекциях сегодня эти шедевры - можно только догадываться. А может, часть из них утрачена навсегда?
Причем не только картины уплыли из сокровищниц Приморского края. В краевой публичной библиотеке имени Горького корреспонденту "В" навскидку вспомнили две темные истории: как некий молодой человек, условно называемый Переплетчик, сначала честно реставрировал и переплетал подшивки газет, а потом взял на приведение в порядок прижизненное издание "Краткого исторического очерка Владивостока" Николая Матвеева и первый том Сибирской энциклопедии, которых в библиотеке было всего-то три (это издание не успели завершить, выпустив в свет всего 9 из 10 томов крайне небольшим тиражом, и каждый из них - истинная редкость). Взял - и не вернул. А некий коллекционер и краевед из Находки, восторгавшийся книгой Павла Унтербергера "Приморская область", так ее возлюбил, что однажды просто упер. Стащил-с. Числятся ли книги в федеральном розыске - в библиотеке сказать не смогли. Между прочим, не так уж давно все это было - примерно 15-20 лет назад.
Утекает, читатель, всегда больше, чем возвращается. Увы, но это непреложный факт. Нам вернули уникальный рисунок Врубеля. Это потрясающе, это истинная сенсация и повод для радости. Но - мы по-прежнему обкрадены. Дай-то бог, чтобы еще что-то нашлось...
Автор: Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"