Эмигрант по призванию
Жан Рено при личной встрече производит впечатление мягкого и интеллигентного человека, к тому же очки придают ему немного застенчивый вид, однако во время беседы впечатление несколько меняется. Жан любит подшутить. На стандартный вопрос: "Как ты себя чувствуешь в это утро?" - мгновенно реагирует с широченной улыбкой: "Не твое дело!". Смеется много и с удовольствием, смотрит прямо в глаза, приводя в легкое смущение, немножко флиртует, что с головой выдает в нем француза, хотя по рождению он - испанец.
Жан Рено при личной встрече производит впечатление мягкого и интеллигентного человека, к тому же очки придают ему немного застенчивый вид, однако во время беседы впечатление несколько меняется. Жан любит подшутить. На стандартный вопрос: "Как ты себя чувствуешь в это утро?" - мгновенно реагирует с широченной улыбкой: "Не твое дело!". Смеется много и с удовольствием, смотрит прямо в глаза, приводя в легкое смущение, немножко флиртует, что с головой выдает в нем француза, хотя по рождению он - испанец. Французский акцент в его английском очень мягок, даже нежен, он подыскивает слова, помогая себе щелканьем пальцев, если не находит, говорит по-французски, потом по-итальянски, хохочет, вспоминая слово на английском.
- Жан, о тебе говорят, что ты самый голливудский из французских актеров. Как ты относишься к такой репутации и не скучаешь ли по работе во Франции?
- Сплетни! (хохочет) У меня много добрых друзей в Америке, которым импонируют мои актерские способности или мой внешний вид (смеется), точно не знаю, что больше, и меня часто приглашают сниматься в американских фильмах. Я принимаю далеко не все предложения, но не пропускаю самые интересные из них, как, например в фильме "Код Да Винчи". Ну кто в здравом уме откажется играть с Томом Хэнксом?! Однако я не забываю и о Франции. Например, сейчас я работаю над ролью в спектакле, который выйдет в сентябре в Париже. Это пьеса американского автора "В то же самое время в следующем году". Пьеса о паре, которая проходит кризис среднего возраста. На сцене только двое - мужчина и женщина. Я давно не работал в театре. Мне хочется остановиться на какое-то время, отвлечься от кино. Возвращаться домой после спектакля пешком, в компании друзей или моей невесты, посидеть в кафе, лучше на улице, глядя на ночные огни Парижа, наслаждаясь бокалом вина и неспешной беседой, хорошей шуткой или просто помолчать, перебирая пальцы моей подруги, ощущая тепло ее прикосновения.
- Есть ли в мире страна, которую ты любишь больше, чем Францию?
- Я люблю Японию. Эта страна - абсолютная загадка для каждого европейца. Как такое число людей уживается на такой маленькой территории? Как им удается при этом быть дружелюбными и понимающими и в то же время жесткими в бизнесе? Наверное, из-за постоянной конкуренции за место под солнцем. Я знаю, что по каким-то мне неведомым причинам меня в Японии любят как актера, это началось с "Голубой бездны", когда я стал получать огромное количество писем от японцев. Загадочные люди...
- Можешь ли ты назвать лучшую из своих работ?
- Не могу дать тебе конкретного названия, но скажу только, что если зритель видит моего героя, а не меня, то эта работа - лучшая из всех, что я создал. Если видят только меня - значит, увы, работа неудачная. Мне важно, чтобы зритель верил моему герою, видел его жизнь, его характер, его страдания, не вспоминая при этом обо мне, - тогда я знаю, что роль удалась. Кроме того, я никогда не оглядываюсь назад и не восхищаюсь собой - ах, как мне удалась эта роль! В тот период моей жизни я был другим человеком, та часть меня, которая вжилась в характер моего героя, уже отмерла, я не храню этих воспоминаний, мне нужен свежий взгляд на новую работу, без груза эмоций, которые принадлежали другому герою.
- Ты много времени проводишь в Америке. У тебя дом в Лос-Анджелесе?
- Я не могу сказать, что мне нравится жить в Лос-Анджелесе, это город, где практически нет пешеходов, только машины. Но мне нужно иметь дом здесь, особенно когда я работаю над каким-то новым проектом и режиссеру нужен непосредственный контакт со мной ежедневно. Я люблю Нью-Йорк. Недавно купил там квартиру. Это город, где можно просто ходить и даже быть неузнанным, уже не говоря о том, что там живет мой старший сын. Не пойми меня превратно, но тот, кто живет постоянно, например, в Лос-Анджелесе, не смог бы жить в Париже из-за неспешности нашего стиля жизни. Я люблю Америку. Мне легко понимать эту страну, которая началась с эмигрантов. Наверное, потому, что я эмигрант от рождения. Родился в Марокко, родители - андалузцы, бежавшие из Испании от режима Франко, с юных лет живу во Франции и чувствую себя стопроцентным французом, имею французское гражданство, много путешествую. Например, я также люблю бывать в Англии - хорошая еда, хорошие женщины. Странное, но притягательное чувство юмора, мгновенная готовность драться тоже мне импонируют. Можно получить в зубы в каком-нибудь пабе без промедления. Я сам такой, поэтому мне это и нравится. Я легко приспосабливаюсь в новом месте, в другой культуре. Эмигрант по призванию. Что тут добавить? У меня есть мечта - написать пьесу об эмигрантах, может быть, в соавторстве с кем-то, историю, которая расскажет о том, что нет ничего плохого в эмиграции, люди должны уметь приспосабливаться к другим условиям жизни, принимать другую культуру и вносить что-то из своей культуры, таким образом мы учимся жить одной семьей на земле. Я бы хотел включить в спектакль песни на разных языках, которые бы иллюстрировали способность людей к адаптации и несли в себе надежду на возможность жить в мире друг с другом.
- Российские кинозрители ждут появления на экранах фильма "Код Да Винчи"...
- Приятно слышать... Как это ни странно, некоторые люди считают, что этот фильм о христианской религии и тайнах, с ней связанных, а кто-то вообще доходит до обвинений, что фильм атакует христианские догмы. По-моему, все это только фон для хорошей интриги, то, что делает фильм немножко острей, как специи в любом блюде. Перец, если хочешь... На мой взгляд, это - триллер. Можно сказать с небольшой натяжкой, что это боевик, но с интеллектуальным налетом (хохочет) - сам себе не верю, что говорю такое... Я еще не видел окончательно смонтированный вариант "Кода", поэтому мне трудно сказать, что у нас получилось. Надеюсь, что зритель не будет разочарован.
- Я знаю, что ты не религиозен, но кто-то сказал, что человеку нельзя жить без веры...
- Я - андалузец по крови. Я верю в женщин, вино и любовь.
* * *
Хотелось спрашивать еще и еще, слышать его смех и надеяться, что это утро никогда не кончится, но интервью со звездой такой величины не может длиться больше получаса. Провожая меня до выхода, Жан приобнял меня и чмокнул в щеку. Почему это вдруг, спросите вы... но это уже совсем другая история...
Фильмография Жана Рено:
"Подземка" (Subway, 1985),
"Голубая бездна" (Le Grand Blue, 1988),
"Никита" (La Femme Nikita, 1990),
"Леон" (в США - The Professional, 1993)
"Невыполнимое задание" (Mission: Impossible, 1996),
"Годзилла" (Godzilla, 1998),
"Ронин" (Ronin, 1998)
Автор: Наталья ХИГГИНСОН (Хвалина), Лос-Анджелес, специально для "В"