Одностороннее движение искусства?
Завершившийся недавно фестиваль классической музыки "Дальневосточная весна", безусловно, был настоящим праздником как для музыкантов, так и для слушателей. Но, попрощавшись с нами до будущей весны, "ДВ весна" всколыхнула в душах любителей истинного искусства не самые веселые мысли...
Завершившийся недавно фестиваль классической музыки "Дальневосточная весна", безусловно, был настоящим праздником как для музыкантов, так и для слушателей.
Но, попрощавшись с нами до будущей весны, "ДВ весна" всколыхнула в душах любителей истинного искусства не самые веселые мысли...
Анна Федотова, ученица декана музыкального факультета ДВГАИ, профессора Феликса Кальмана, с успехом выступила на фестивале. Впрочем, большинство учеников Феликса Гинелевича, как он сам говорит, - талантливые, успешные, реализовавшие себя музыканты. Работают в США, Европе, в центральной России, Китае и Корее, даже в Куала-Лумпуре. Но тот факт, что во Владивостоке, Приморье мало кто остается, не радует учителя:
- В Москве сегодня учится около 15 моих бывших воспитанников. Многие ребята после музыкальной школы едут сразу в столицу. Там намного больше шансов стать настоящим музыкантом. Саша Шитиков, например, яркая владивостокская звездочка - аспирант Московской консерватории; Оля Волкова - ученица ЦМШ (Москва), очень перспективная девочка, в 12 лет получила первую премию на международном конкурсе, а уже в Москве на телевизионном конкурсе "Щелкунчик" выиграла "Золотого Щелкунчика", недавно стала лауреатом Демидовского конкурса, получила стипендию фонда Ростроповича, выступала с концертами в Лондоне, в Лос-Анджелесе. Понимаете, какие перспективы открываются перед талантливым ребенком, стоит ему уехать? Здесь - ничего не светит. Даже на конкурс в Сибирь отправить ученика - огромная проблема. Миша Бородулин, талантливый парень, прошел сложный отбор на первый всероссийский конкурс "Новые имена". И что? Не поехал. Не нашли денег! Сейчас он учится в Москве, ему прочат блестящую музыкальную карьеру. Талантливые дети, видимо, нужны только в столице.
У нас очень мало возможностей для музыканта реализовать себя, и с каждым годом их все меньше. Остаться здесь - значит обречь себя на нищее существование, можно ли полноценно прожить на зарплату учителя музыки в три тысячи рублей, например, и при этом еще и думать о творческом росте?
У нас нет той среды, в которой молодой исполнитель может расти быстро. Чтобы видеть лучшие образцы, чтобы тянуться за ними - нужно выезжать, участвовать в конкурсах, а мы тут киснем в своем болоте. И преподаватели тоже: Раньше у нас была возможность в аспирантуру ездить в Москву, Питер, к нам прилетали столичные музыканты - движение жизни наблюдалось. Сегодня полная тишина: Этот разрыв дает катастрофические последствия: Качество исполнения размывается, на сцену стали выпускать то, что и близко подпускать к кулисам нельзя. Специалисты, профессионалы, читая афиши, кровавыми слезами плачут: "виртуозы!", "второй Паганини!". Да к нам сюда настоящие виртуозы - Венгеров, Репин - даже не заглядывают. Приезжают неплохие исполнители, но не высший сорт. А публика клюет, думает, что так оно и есть.
Мы растим музыкантов - они уезжают. И нет заинтересованности, чтобы их оставить. Пригласить пришлых - тоже не можем. Жить им негде. Вот и выходит, что в нашем крае одностороннее движение искусства - только на выезд. Мы теряем, ничего не приобретая. И это непреодолимо.
Я вообще человек оптимистичного склада, но правду скажу - поводов для оптимизма все меньше. Поражает олимпийское спокойствие, с которым власть относится к утере кадров. Владимир Омелянский, талантливый виолончелист, уехал. Преподавание виолончельного дела развалилось - ну и что?
Перспектив музыкального образования и искусства в нашем крае не вижу. Уже второй год в академии недобор на музыкальном факультете. Два-три места остаются свободными, и это при том, что мы берем всех, кто подает заявления - лишь бы человек музыкальное училище окончил! 60 мест на весь край, Дальний Восток - недобираем. Катастрофически престиж профессии музыканта падает. Конкурса нет! Родители не ведут детей в музыкальные школы, прекрасно понимая, что этим на жизнь не заработаешь.
Конечно, мы делаем, что можем. Ведь работать спустя рукава просто не умеем. Совсем недавно был концерт в филармонии, играли я и мои ученицы. Наладили связь с оркестром штаба флота под руководством Константина Селиванова: ребята приобретают бесценный опыт игры с оркестром. Очень жаль, что несколько лет назад один из дирижеров Тихоокеанского симфонического совершенно разрушил налаженное сотрудничество с академией:
Повод для оптимизма у меня только один - земля российская на таланты щедра, плодородна. Это единственное наше счастье.
Продолжение темы читайте в следующем "Парке культуры".
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"