Двигатель денежного сгорания

Наверное, самой неудачной первоапрельской шуткой стало случившееся как раз в День дураков повышение цен на автозаправках в среднем на пятьдесят копеек по каждому виду топлива. Эта новость свалилась на головы приморских автомобилистов словно снег на голову, который прошел днем позже. И хуже всего здесь то, что в этой "шутке" нет ни доли шутки.

4 апр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1926 от 4 апр. 2006

Наверное, самой неудачной первоапрельской шуткой стало случившееся как раз в День дураков повышение цен на автозаправках в среднем на пятьдесят копеек по каждому виду топлива. Эта новость свалилась на головы приморских автомобилистов словно снег на голову, который прошел днем позже. И хуже всего здесь то, что в этой "шутке" нет ни доли шутки.

Теперь на большинстве владивостокских АЗС литр дизельного топлива стоит 18 рублей, самого ходового бензина АИ-92 - 20 рублей. Более высокооктановый 95-й продается по 21 рублю за литр, а 98-й - по 22,5 рубля. Можно только удивиться тому, как долго на этот раз цены оставались неизменными - с осени прошлого года.

Собственно говоря, топливо дорожает каждую весну, и этой стабильности могли бы позавидовать многие другие сферы нашей экономики. Что же до конкретной даты, то ясность с ней появилась 30 марта, когда нефтеперерабатывающий завод НК "Роснефть" в Комсомольске-на-Амуре объявил о предстоящем повышении оптовых цен. В Приморском крае основным поставщиком топлива и даже почти монополистом является не "Роснефть", а другая нефтяная компания - "Альянс", ближайший к нам нефтеперерабатывающий завод которой расположен в Хабаровске. Но существующая практика показывает, что нефтяники действуют согласованно и не допускают демпинга. Реальной конкуренции на этом рынке нет, он насквозь поделен и монополизирован, о чем постоянно заявляют даже крупные федеральные чиновники, но ничего предпринять в этой связи или не могут, или не хотят. Можно еще вспомнить акции протеста 15-18 марта против повышения цен на горюче-смазочные материалы, организованные приморским отделением "партии власти". Как видим, они оказались менее успешными, чем аналогичные мероприятия в защиту Олега Щербинского: водитель, объявленный было виновным в гибели алтайского губернатора Евдокимова, полностью оправдан, тогда как нефтяные компании прислушиваться к партийным протестам не спешат. Это лишний раз доказывает: порой на крупный бизнес повлиять труднее, чем даже на наш самый гуманный в мире суд. Кстати, буквально 31 марта премьер-министр РФ Михаил Фрадков провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, на котором обсуждались в том числе и "меры развития внутреннего рынка нефтепродуктов". Невольно складывается ощущение, что органы госвласти и нефтяные компании существуют в параллельных реальностях, между которыми до сих пор не налажена коммуникация...

Возвращаясь к нашим приморским баранам, добавим, что, раз цены поднялись на автозаправочных станциях "Альянса", к ним автоматически подтянутся и другие компании. С некоторыми оговорками: например, "на трассе" топливо традиционно дешевле, чем в черте Владивостока. Дальше - больше: удорожание топлива трансформируется в удорожание всего, потому что в структуре цены любого товара и любой услуги присутствует транспортная составляющая.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"