Между Питером и Японией
С Владивостоком заслуженного артиста России Владимира Мищука связывает удивительный факт. Нина Серегина, педагог, учившая знаменитого пианиста в школе, готовившая к первому в его жизни конкурсу имени Чайковского, более 10 лет преподавала в Дальневосточной академии искусств.
С Владивостоком заслуженного артиста России Владимира Мищука связывает удивительный факт. Нина Серегина, педагог, учившая знаменитого пианиста в школе, готовившая к первому в его жизни конкурсу имени Чайковского, более 10 лет преподавала в Дальневосточной академии искусств.
- Я давно собирался приехать во Владивосток, посмотреть и поиграть, - говорит музыкант. - Тем более что много лет примерно полтора-два летних месяца я провожу совсем близко, в Японии, где даю несколько десятков концертов.
Раньше я даже преподавал в Японии, но у меня такое количество концертов по миру - 60 в год, что совместить это с еще одной преподавательской деятельностью просто невозможно.
В Японии с ума сходят по классической музыке, ее потребляют в невероятных количествах, очень любят русских музыкантов, европейских, не очень - американских. Российские музыканты там гастролируют массово, и всегда - с аншлагами. В этой стране для школьников обязательно посещение двухсот концертов классической музыки в год, это входит в программу. Они с детства приучаются к настоящей музыке, влюбляются в нее, так что в каждом городе - несколько прекрасных залов, я уж не говорю о Токио, например. В каждом - великолепные рояли, выступать в Японии - удовольствие для исполнителя еще и с этой точки зрения, такие высококлассные "Стэнвеи" не везде встретишь. Всегда говорю: никто, кроме российских музыкантов, не имеет такого опыта игры на ужасающих инструментах в музыкальных школах, да после них на "Стэнвее" сыграть - раз плюнуть (смеется).
К сожалению, сегодня класс российских музыкантов падает. Как сказала Лиана Исакадзе, мой друг и великий скрипач, с падением противостояния двух систем - Запада и СССР - рухнула та планка, которую держал Госконцерт, выпуская за границу только грандов, мэтров, за которыми тянулся весь мир. Это не было хорошо, поймите правильно, но сегодня, когда по миру гастролируют все, кто хочет, был бы агент хороший, за нами перестали тянуться, мы перестали быть мерилом, образцом высокого уровня. К сожалению.
Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром, исполненный маэстро на "Дальневосточной весне", был принят публикой на бис.
- Нет никаких особых причин, почему звучал именно Чайковский. Я играю с удовольствием и радостью произведения многих композиторов: в юности безумно увлекался Листом, потом Шубертом, потом Шопеном. Сейчас у меня нет так называемого любимого композитора, и вопрос о нем терпеть не могу.
В Италии, где я проходил стажировку, мы, пятеро студентов, жили в доме на границе с Швейцарией, и каждый месяц к нам приезжал какой-то знаменитый пианист, который учил играть в определенном стиле, жанре. Это очень важно. Уметь играть в разных стилях Шуберта и Брамса, Шопена и Баха - это обязательно для солиста. Понимать их индивидуальность и уметь подчеркнуть.
На отдых времени не остается. Не успеваю. Раньше пытался на курорты ездить, сейчас - на пару дней уезжаю в деревню под Питер, в тихий домик. Гуляю, читаю. Книги и фильмы предпочитаю серьезные, настоящие. Антониони, Феллини - их фильмы в моей видеотеке, времени смотреть почти нет, но вот купил ноутбук, буду смотреть в поездках, в самолетах, поездах:
Что касается книг - в Японию беру японских авторов. В этом особая прелесть - читать Миссиму, Мураками в той стране, где они писали, проникаться духом, атмосферой: Люблю Манна, Гессе.
Страны, города, в которых бываю, запечатлеваются в душе. Теперь там навсегда будет место и для Владивостока. Никаких сувениров с собой не вожу, их уже ставить некуда, а вот красивый вид из окна, пейзаж, прогулка - это памятно, это остается:
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"