Плавать по морю необходимо
Сегодня в бухту Золотой Рог войдет российский парусник "Крузенштерн", совершающий кругосветное плавание. Есть что-то символичное в том, что он приходит во Владивосток 28 марта - в тот же день, когда ровно два года назад вернулся приписанный к Владивостоку фрегат "Надежда".
Сегодня в бухту Золотой Рог войдет российский парусник "Крузенштерн", совершающий кругосветное плавание. Есть что-то символичное в том, что он приходит во Владивосток 28 марта - в тот же день, когда ровно два года назад вернулся приписанный к Владивостоку фрегат "Надежда".
Меня много раз спрашивали: "А зачем нужно было затевать это кругосветное плавание? Ведь оно стоит немалых денег, тем более что в дальнейшей жизни этим курсантам не придется работать на парусниках?". И непросто порой объяснить людям, в большинстве случаев далеким от моря, что нынешним курсантам так необходима океанская практика. Что хождение под парусами во всем мире признано лучшей морской практикой для начинающих мореходов. Что для страны, пославшей свой парусник вокруг света, это демонстрация ее силы, экономической мощи и флага, столь необходимых в решении дипломатических и торговых вопросов. Что это связь с теми соотечественниками, кто по разным причинам находится за ее пределами. Не сразу смог я сформулировать для себя емкий и в то же время исчерпывающий ответ. Все встало на свои места, когда в далеком порту Сува на Фиджи мы встретили парусник индийских ВМС под командованием капитана 3-го ранга П. К. Гарга, трехмачтовый барк "Таранжини", который, как и "Надежда", совершал кругосветное плавание.
В буклете, посвященном этому плаванию, изданном в его начале и рассказывающем обо всем его маршруте, о предыстории идеи и осуществлении кругосветного плавания, я нашел такие слова: "Задача плавания барка "Таранжини" состоит не только в том, чтобы молодые офицеры и курсанты научились ходить под парусами. Главная задача - это развить в людях дух приключений, привить каждому такие качества, как навыки коллективного труда, постоянная готовность, гибкость мышления, физическая выносливость, качества лидера, и развить способность принятия и осуществления решений в трудных условиях плавания. Ознакомить и научить курсантов не бояться плавания в Мировом океане".
Почему же у нас порой возникают сомнения в необходимости подобных плаваний? Я, наверное, старомоден и испорчен в этом вопросе советским воспитанием, но слово "патриотизм" для меня не пустой звук, а учебный парусный корабль как раз и является одним из важных звеньев в воспитательном процессе будущих специалистов морского флота, патриотов своей Родины. Мы можем и должны гордиться тем, что страна способна послать парусный корабль в столь длительное и сложное плавание, которое прошло, что называется, "в штатном режиме". И во всех портах мира на бегин-рее развивался флаг Приморского края. После ремонта в Польше на верхнем фор-марселе мы несли герб России, а на крыле мостика гордо красовался уссурийский тигр, запечатленный на гербе Владивостока.
Все это лишний раз доказывало, что Приморский край и Владивосток вовсе не захолустье, а, хоть и далекая окраина России, все же один из главных форпостов мощной морской силы.
"Navigare necesse est, vivere non est necesse" ("Плыть по морю необходимо, жить нет необходимости") - это древнее латинское изречение еще долго будет будоражить воображение людей. Человека всегда будет тянуть за горизонт. И поэтому всегда кто-то будет уходить в далекое плавание. Корабли рождаются, чтобы ходить по морям, а парусники - чтобы из вчерашних мальчишек делать "морских волков". Поэтому это кругосветное плавание больше всего было нужно тем молодым парням, 189 курсантам и двум юнгам, которым предстояло входить в жизнь, тем более в морскую жизнь. Это плавание, я уверен, сделало их более крепкими, выносливыми, уверенными в себе, оставило неизгладимые впечатления на всю жизнь, воспоминания о которых будут согревать их души в самые суровые моменты.
Чтобы глаза мальчишек горели, чтобы они возвращались домой возмужавшими и окрепшими, чтобы любили, гордились своей страной, краем и городом, чтобы осознанно постигали премудрости своей профессии и никогда не жалели о своем выборе - это и есть то главное, ради чего и надо осуществлять подобные кругосветные плавания.
От редакции: посетить "Крузенштерн" все желающие смогут 31 марта, 1 и 3 апреля. Доступ будет открыт с 10 до 19 часов. Экскурсии для школьников проводятся по предварительной записи. Заказ можно сделать по телефону 26-56-62.
Автор: Владимир ВАСИЛЕНКО, капитан фрегата "Надежда", специально для "В"