Без права голоса
Водители, пассажиры, да и владельцы фирм-перевозчиков все больше и больше становятся похожими на врагов, оказавшихся по разные стороны баррикады. У каждого свои проблемы и свои интересы. Прочитав публикацию "В" "Скользкие льготы", водитель городской маршрутки Сергей пришел в редакцию сам. "Давайте я вам все расскажу, как оно есть на самом деле. Только не называйте ни фамилии, ни маршрута. Я не боюсь, но меня просто уволят".
Водители, пассажиры, да и владельцы фирм-перевозчиков все больше и больше становятся похожими на врагов, оказавшихся по разные стороны баррикады. У каждого свои проблемы и свои интересы. Прочитав публикацию "В" "Скользкие льготы", водитель городской маршрутки Сергей пришел в редакцию сам. "Давайте я вам все расскажу, как оно есть на самом деле. Только не называйте ни фамилии, ни маршрута. Я не боюсь, но меня просто уволят".
Сергей разворачивает листок с подсчетами, где первым пунктом прописаны так называемые крышевые деньги, которые водители должны ежедневно отстегивать фирме. Сумма с одного автобуса в среднем составляет 800 рублей. Всего у фирмы 700 автоединиц (еще год назад было 1100, потом столько стало невыгодно). Получается, что в день фирма имеет 560 тысяч. А за месяц - 14 миллионов в советской валюте.
- Пусть налоговая служба заинтересуется, - говорит Сергей. - Явно им не с такой суммы налоги платят.
Раньше, на посту замдиректора фирмы, он видел, как рисовались цифры проданных билетов, например, 80 за день. Да и всем известно, мало кто из пассажиров берет болтающиеся лапшой бумажки. Билеты в системе внутригородских перевозок уже давно стали проформой.
- Нас даже в последнее время налоговая и не проверяет. А если даже выяснит, что я кому-то билет не дал, опять же штраф пойдет на меня. А фирма с меня его просто высчитает. И если я хоть слово против скажу, завтра там работать уже не буду.
У Сергея маленький автобус. За день он на нем зарабатывает 2400 рублей. Из них 600 рублей - на заправку, 600 - "крыше". И остается 1200 рублей, из которых 300 - амортизация и запчасти. Но он работает не каждый день.
Причем за "крышевые" он никогда нигде не расписывался. Да и вообще сам договор с фирмой документом назвать сложно. На простом листке написано: оплата договорная - сколько это, не понятно.
- Просто произвол. Городские начальники однажды заставили перевозчиков платить водителям зарплату в размере четырех с половиной тысяч рублей. В результате "крышевые" с 250 рублей увеличились до 350. А когда стоимость проезда поднялась до семи рублей, "крышевые" сразу стали еще больше - 600 рублей.
В расходах у водителя и лицензия на право перевозки людей, которая раньше стоила 800 рублей, теперь - четыре с половиной тысячи. Сами водители платят и за страховку автомобиля. И хотя в том же договоре указано, что "арендатор несет все расходы, связанные с эксплуатацией автотранспортного средства", на деле получается с точностью до наоборот. Почему же водитель даже об этом молчит? Ответ прост - боится потерять работу.
По-человечески возмущает Сергея и техническое состояние автобусов. По его словам, около 70 процентов машин просто технически неисправны. Надзорная инстанция снимает их с линий, штрафы выписывает на механиков, а фирмы опять же забирают их у водителей. И на следующий день автобусы снова на линии, потому что для повторной проверки никто за ними гоняться не будет. А терять лишние деньги водители не хотят.
- В прошлом году летом у одной маршрутки тормоза отказали - она свыше десятка машин протаранила. О новых автобусах мы даже и не думаем. Мой буквально через год придет в негодность, и я не в состоянии буду купить новый.
И медкомиссию водители, как правило, тоже покупают.
- Вот если б мы работали напрямую с мэрией, заключали индивидуальные договоры и платили ей налоги, мы бы знали, что платим "по-белому". Мэрии же предлагали такой вариант.
Водитель также утверждает, что городская администрация за льготников так и не платит.
- Да никто денег не перечислял никогда! Я десять лет работаю в этой системе.
Частичное решение проблем, по мнению Сергея, - разная такса для разных категорий автобусов, как в других городах. Ведь кто-то может платить чуть больше, но ехать с комфортом.
Раньше, вспоминает Сергей, водитель искал и ждал место. Сейчас на многих автобусах видны объявления: требуются водители.
- Водители умирают за рулем (об этом диком случае, произошедшем недавно, "В" рассказывал 24 марта) потому, что работают по 16 часов, без отпуска. Если б у нас был хотя бы какой-то профсоюз... Рынок очень дикий. И город не хочет брать его под свой контроль. И дальше будет только хуже, машины-то стареют. Ну возмущусь я - меня завтра уволят. И что, я буду бегать по судам? Да просто некогда будет, мне придется срочно искать работу...
Автор: Вера КОНЮХОВА, "Владивосток"