Куда кривая вывезет?
14 марта в 18.45 возле остановки "Казанский храм" во Владивостоке произошел шокирующий инцидент: прямо за рулем скоропостижно скончался водитель автобуса № 60 "Варяг" - Маяк".
14 марта в 18.45 возле остановки "Казанский храм" во Владивостоке произошел шокирующий инцидент: прямо за рулем скоропостижно скончался водитель автобуса № 60 "Варяг" - Маяк".
Смерть за рулем
Человек ответственный, Борис Мардоян до последнего вздоха выполнял свой долг: почувствовав себя худо, остановил автобус с пассажирами и открыл двери. Правда, избежать столкновения с припаркованным рядом автомобилем не смог. Как сообщила начальник пресс-службы ГАИ Владивостока Людмила Пархоменко, люди вынесли водителя на улицу и там оказали ему первую медицинскую помощь, но безуспешно. Подоспела "скорая", на которой и увезли тело. Диагноз - постинфарктный кардиосклероз. То есть микроинфаркт у водителя случился раньше, и перенес его он на ногах. А то, что произошло за рулем автобуса, - уже последствия. Надо было отлежаться, но когда отлеживаться?!
Микроинфаркт при рождении?
Как могло произойти, что вот так, "у станка", точнее - за рулем автобуса, умер человек? Почему состоянием больного не озаботились ни врачи, ни он сам? Что было выявлено на обязательной утренней медицинской проверке?
Как рассказал заместитель руководителя Управления Государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Владимир Решетников, каждый водитель вне зависимости от того, ездит он или нет, раз в три года обязан пройти углубленное медицинское обследование. В частности, водителей категории "D", то есть людей, которые перевозят пассажиров, осматривают хирург, отоларинголог и окулист, выносят свое заключение нарколог, психиатр и невролог, им делают флюорографию и, если человек старше 40 лет, кардиограмму. Водители старше 55 лет такую комиссию проходят ежегодно. А Борису Мардояну было 50. Однако в любом случае последний раз он обследовался 28 марта 2005 года. По словам Сергея Торжкова, замдиректора ООО "ДВ-Автобизнес" - предприятия, на котором работал умерший, вскрытие не установило, когда у человека случился микроинфаркт. Это могло произойти месяц, год тому назад, больше. Точно известно только, что в течение 50 лет.
Справку можно получить не только после медобследования. Ее можно купить. Стоит это, по неофициальным источникам, 1000 рублей, тогда как честно "заработанная" справка обойдется в 450. То есть ненамного дешевле. А если учесть еще и трату времени и возможность обнаружения какого-либо заболевания, то сделка выглядит еще привлекательнее.
Так что не стоит удивляться таким чудовищным случаям, как в Хабаровске. Водителя автобуса, эпилептика, на рабочем месте застиг тяжелый приступ - заполненный пассажирами автобус упал с моста. Ни о какой попытке остановить транспорт в этом случае и речи быть не может - это вам не сердце, а мозг: эпилептик во время приступа не в состоянии себя контролировать.
Под честное слово
Попав в неприятную ситуацию один раз, замдиректора предприятия Сергей Торжков попытался после этого случая вменить в обязанность медику, который выдает сотруднику фирмы трехгодичку, передавать расшифровку ЭКГ. Однако ему отказали: требование неправомерно. Если человек имеет ограничения, то медик, как ответственное лицо, не может подписывать ему разрешение на категорию "D" с правом работы на пассажирском транспорте и в коммерции, а только лишь на использование автобусов в личных целях. Тут, полагает Торжков, есть определенные недоработки в законодательстве.
Однако ежедневно перед выходом на линию и по завершении смены каждый водитель, естественно, проходит медконтроль, а автобус - техосмотр. Автомеханик проверяет надежность тормозной системы, все ли гайки закручены, работают ли световые приборы, наличие экипировки: огнетушителей, знаков аварийной остановки. Водителю измеряют давление и температуру, наконец, просто осматривают: трезв ли, не бледен ли излишне. Прошел такой осмотр 14 марта в 7 часов утра и Борис Мардоян. И, по заключению врача, выглядел бодро.
В конторе все нормально
По словам Владимира Решетникова, к организаторам вопросов нет: режим труда и отдыха соблюден, предрейсовый осмотр соответствует нормативам, врач имеет сертификат, а ООО "ДВ-Автобизнес" - лицензию. Хотя по итогам последней проверки в октябре 2005-го нарушения были. Однако выдвинутые госавтодорнадзором предписания перевозчики выполнили.
Что касается разрешения на использование иностранной рабочей силы, то оно у организации есть. У самого Мардояна вид на жительство тоже имелся. На здоровье он не жаловался.
Правда, как считает Владимир Решетников, иностранец полноценного отдыха все-таки лишен. "Отдых - это когда человек приходит в семью, домой", - говорит он. А среди сотрудников ООО "ДВ-Автобизнес", по словам заместителя руководителя управления госавтодорнадзора, иностранцев много. Конечно, это определение по отношению к уроженцам бывших союзных республик звучит достаточно громко. Но тем не менее факт остается фактом: на съемной квартире в некомфортной обстановке водителю автобуса отдохнуть после трудного дня не так-то просто. А ведь автобус - источник повышенной опасности.
Никто не застрахован от проверки
"От несчастий никто не застрахован. Еще пять лет тому назад, когда ВПОПАТ-1 было образцовым предприятием, там тоже водитель умер за рулем. В 2001 или 2002 году в том же ВПОПАТ-1 - еще один такой случай. Причем на маршруте "Емар - Владивосток", автобус с пассажирами тогда перевернулся, но никто не пострадал. А в Дальнереченске водитель умер за рулем буквально в первый час работы.
К сожалению, госавтодорнадзор не может контролировать перевозчиков на линии, это возможно только на предприятии и не чаще, чем раз в два года, а если организация только что образовалась, то раз в три года.
Но мероприятия по контролю над пассажирским автотранспортом управление старается организовывать должным образом. И эта система совершенствуется. Так, в декабре было установлено взаимодействие с управлением наркоконтроля. Появилась возможность реально проверять водителей, а не просто визуально осматривать. В 2006 году таким образом поработали на десяти предприятиях, ведь гибель пассажиров по вине шофера-наркомана - это вообще чудовищно.
Проверяется также режим труда и отдыха водителя. Нормальная продолжительность рабочего дня - восемь часов. При суммированном учете и в некоторых других случаях при согласовании с общественным органом, например, профсоюзным комитетом, допускается работать до 12 часов, но при этом и отдых должен быть соответствующим. При проверке поднимаются путевые листы за все время работы шофера на предприятии.
Делу - нормы, перевозчику - закон
В этом году у 12 перевозчиков пассажиров уже приостановлено действие лицензии, а одна - лицензия ООО "Транс-Акто" - аннулирована. И если субъекты, не выполнившие предписания в течение месяца (из-за чего и пришлось приостановить действие их лицензии до полугода), не устраняют, неактивно устраняют или не могут устранить нарушения, подаются документы в суд на аннулирование лицензии. То есть субъект лишается бизнеса.
"С прошлого года остаются приостановленными лицензии обществ с ограниченной ответственностью "Дальинтурист", "Сектор-М", "СК Легенда"; ИП "Вдовин В. В.", "Чугрин А. В.". Разумеется, если у предприятия грубые нарушения, то никаких отсрочек не предполагается".
Лучше ехать хорошо, чем плохо
По мнению Владимира Решетникова, за последнее время по сравнению с 1999-2000 годами перевозчики значительно улучшили качество обслуживания, но все равно нарушений масса.
Новых автобусов в прошлом году не было ни одного, не считая закупок для спецперевозок. А обновление идет только за счет приобретения пяти-шестилетних подержанных автобусов. "Если автобусу больше 15 лет, мы стараемся уговорить наших подопечных отказаться от него, ведь в основном такие автобусы не являются собственностью перевозчика, - говорит заместитель руководителя управления госавтодорнадзора. - Но законных оснований у нас нет: есть карточка гостехосмотра, который пассажирский транспорт проходит каждые полгода, - будь добр выдать ему лицензию. А ведь раньше после восьми лет службы запрещалось эксплуатировать автобусы на городских маршрутах", - поясняет Владимир Алексеевич.
Из одной проблемы в автобусном бизнесе вытекают другие.
"Некоторые перевозчики, бывшие архитекторы да врачи, полагают, что езда в мягких, рассчитанных на междугородные перевозки автобусах - это комфортно. А пассажир, находясь в середине огромного салона, не может выйти. При должном подходе таких вольнодумцев близко не подпустили бы к организации работы на автотранспорте. Мы боремся с этим.
Еще бьемся с курением, требуем, чтобы объявляли остановки. По-хорошему, и билеты должны бы выдаваться, а про это уже напрочь забыли, - вздыхает заместитель руководителя управления госавтодорнадзора. - Кстати, был случай, когда даме, порвавшей плащ из-за испорченного сиденья, удалось возместить вред только благодаря наличию билета:".
P. S. Мы продолжим разговор о безопасности пассажирских перевозок в ближайших номерах "В"
В Приморском крае по вине водителей маршрутных автобусов в прошлом году произошло шесть аварий, в этом - семь. Но в Хабаровске восемь, хотя у нас и движение интенсивнее, и автобусов больше, в прошлом году - пять. Всего в крае в перевозке пассажиров задействованы 370 компаний.
Автор: Алла РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, специально для "В"