Оборонный заказ по-прежнему почти не виден
Наконец-то официально заявлено, что Российский военно-морской флот сокращается. Поскольку большинство предприятий приморского военно-промышленного комплекса ориентировано на обслуживание кораблей Тихоокеанского флота, их, очевидно, тоже ожидает сокращение, точнее размеров оборонных заказов. Но как и в каком объеме будут сокращаться флот и обслуживающие его предприятия, пока неясно.
Наконец-то официально заявлено, что Российский военно-морской флот сокращается. Поскольку большинство предприятий приморского военно-промышленного комплекса ориентировано на обслуживание кораблей Тихоокеанского флота, их, очевидно, тоже ожидает сокращение, точнее размеров оборонных заказов. Но как и в каком объеме будут сокращаться флот и обслуживающие его предприятия, пока неясно.
Правительственная комиссия, навещавшая недавно Приморье, в основном занималась проблемами арсеньевского “Прогресса” и большекаменской “Звезды”. Но московские чиновники, естественно, не могли не встретиться с директорами других оборонных предприятий. По словам генерального директора АО “Варяг” Евгения Леонова, на встрече, которая проводилась в Большом Камне, директорский корпус забросал членов правительственной комиссии вопросами о судьбе госзаказа на следующий год, об оплате уже выполненных работ, о перспективах приморского ВПК в связи с сокращением флота... Но ни на один вопрос конкретного ответа так и не последовало.
Несмотря на всеобщую неопределенность, у директорского корпуса уже сложилось определенное мнение о том, что ожидает приморский военно-промышленный комплекс в связи с сокращением армии и ВМФ. Судоремонтные и судостроительные заводы без заказов, вероятно, не останутся, как и арсеньевские авиастроители. Скорей всего после сокращения оборонного заказа система платежей все же будет отлажена, и предприятия начнут получать деньги. Но приборостроительные заводы, такие как “Варяг”, “Изумруд”, “Дальприбор”, окажутся в гораздо худшем положении. Уже сегодня объемы прозводства, к примеру, на заводе “Варяг” сократились по сравнению с 1992 годом в 10 раз и, без сомнения, упадут еще больше. Поэтому все заказы, вероятнее всего, “перетянут” в Москву, поближе к “науке” для того, чтобы обеспечить загрузку предприятий ВПК на западе России.
Некоторые оптимисты в правительстве заявляют, что в две тысячи каком-то году Россия вновь начнет возрождать свой флот. Но это будет уже не на Дальнем Востоке: здесь не останется специалистов, а заводы будут переориентированы на другую продукцию. Впрочем, на это тоже нужны деньги... На отечественные инвестиции рассчитывать не приходится, а зарубежные компании вкладывают деньги в предприятия ВПК очень неохотно. Тот же Евгений Леонов говорит, что два раза пытался привлечь к реализации конверсионных программ иностранные компании, но оба раза на завершающем этапе они отказывались от намеченных проектов, ссылаясь на несовершенство налоговой системы и отсутствие защищенности инвестиций. Кроме того, руководители предприятий не могут полностью бросить все силы на конверсию, так как не имеют представления о размерах оборонного заказа, который предстоит выполнить в ближайшее время. Поэтому они по-прежнему уповают лишь на “выбивание” денег в Москве для оплаты уже выполненного госзаказа.
Автор: Сергей ЧЕЧУГО, “Владивосток”