Его назвали "Ураганным"
В минувшую субботу на пилоне док-камеры дальневосточного завода "Звезда" в Большом Камне состоялся настоящий праздник. Как в старые добрые времена работники завода целыми семьями пришли поучаствовать в церемонии спуска на воду новенького рыболовецкого судна.
В минувшую субботу на пилоне док-камеры дальневосточного завода "Звезда" в Большом Камне состоялся настоящий праздник. Как в старые добрые времена работники завода целыми семьями пришли поучаствовать в церемонии спуска на воду новенького рыболовецкого судна.
Чуть меньше года назад они собирались на этом же месте на церемонию закладки рыболовного судна РС 450. Теперь перед ними на воде покачивается сейнер, готовый к испытаниям. Проектирование шло едва ли не параллельно строительству, многое было в новинку. Характеристики судна впечатляют: высокие маневренность и производительность промыслового комплекса, возможность работать в ледовой обстановке, мощная энергетическая установка, увеличенное время нахождения на лову, охлаждаемый трюм. Пройдет несколько недель, и проектные возможности сейнера будут проверены в реальности экипажем рыболовецкого колхоза "Моряк-Рыболов".
Спуск на воду нового судна - событие торжественное. Не секрет, что строить сейчас особо не для кого, потому что многим предприятиям не по силам приобретать новые суда. Налицо при этом и другой факт: рыбодобывающий флот стремительно стареет. Вот потому для исправления положения и в целях максимальной эффективности многие ведомства решили объединить усилия.
В июне 2004 года в Приморье появилась программа "Развитие морского машиностроения до 2010 года", в рамках которой принимаются меры экономического стимулирования строительства судов. Первый шаг ее реализации - создание финансового промышленного консорциума, в который сегодня входят завод "Звезда" и более 30 предприятий Дальнего Востока. Второй - появление в судостроительной отрасли удобной лизинговой системы в лице Дальневосточной судостроительной лизинговой компании. Третий шаг - постройка в сухом доке порта Восточного опорных оснований нефтедобывающей платформы для проекта "Сахалин-2". И вот четвертый - появление на свет современного судна. А всего в программе 11 проектов. Ближайший к реализации - развитие транспортного флота. Кроме того, специальным краевым законом рыбохозяйственные организации освобождены от налога на имущество при условии, если их выручка идет на строительство промыслового флота на заводах Приморья. Если все пойдет по плану, производство таких судов будет поставлено на поток.
- На этом проекте была впервые отработана система строительства судов по лизингу, - рассказал советник губернатора Приморья Борис Перминов. - Это оправданное и очень перспективное направление. Ведь рыболовные компании не могут сразу приобрести судно стоимостью более миллиона долларов. А тут компания вносит 15-20 процентов в качестве первого взноса и затем платит судостроителям кредитами, полученными с помощью лизинговой компании. По лизинговой схеме мы планируем работать в течение пяти лет. После испытаний этого головного судна, при положительных результатах, а я не сомневаюсь, что они будут, мы готовы приступить к постройке серии таких судов в количестве 100-120.
Судно-пионер, нареченное "Ураганным", и его запланированные собратья пойдут на замену старого поколения судов РС 300, возраст которых более 25 лет и которых на Дальнем Востоке около 300.
- Конечно, цифры свидетельствуют, что в Китае строить дешевле, - уточнил Борис Перминов. - Но сегодня у нас имеются все технические и прочие возможности, мощности и своя рабочая сила. К тому же китайские суда по качеству заметно уступают нашим. Так что наш главный интерес - загрузить дальневосточные заводы, дать рабочие места и пополнять бюджет.
Забота о судьбе отечественного судостроения волнует не только приморцев. По словам директора дальневосточного завода "Звезда" Юрия Шульгана, в Государственной думе РФ находится законопроект, существенно снижающий таможенные пошлины и налоги для российских судостроителей. И если он будет принят, судно, подобное "Ураганному", подешевеет на 20 процентов. Вот тогда и можно будет по-настоящему рассчитывать на серьезное количество заказов.
- Буквально через год-два многие компании будут вынуждены менять флот, общий износ малотоннажного флота составляет около 90 процентов, а последние построенные суда были спущены на воду в 80-е годы прошлого века, - заметил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрий Глотов. - И сегодня мы стараемся создать условия для дальнейшего развития судостроения на российской территории. Вопрос важен не только для рыбаков - с точки зрения получения нового флота, но и для судостроителей - с точки зрения получения новых заказов, рабочих мест, а значит, большего поступления денег в бюджеты всех уровней. Как только мы убедимся, что пилотное судно соответствует всем критериям, которые мы в него заложили, сразу же начнем активную работу с заказчиками.
Довольны работой и строители. Как рассказал бригадир судокорпусников "Звезды" Павел Швед, завод в состоянии строить и такие суда, и большего тоннажа. И теперь, освоив проект, специалисты могли бы строить гораздо быстрее.
- А дальше дело за нами, - улыбается представитель судовладельца - рыболовецкого колхоза "Моряк-Рыболов" Денис Кондратюк. - Мы постараемся эксплуатировать судно с максимальной эффективностью. И показатели на промысле будут тем ориентиром, который станет стимулировать рыбаков к приобретению таких судов.
Автор: Вера КОНЮХОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"