...Плюс каталогизация всех машин
На заседании межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией вице-губернатор Приморского края Валерий Василенко выступил с инициативой, сильно удивившей представителей автобизнеса, да и рядовых автолюбителей. Вице-губернатор высказался за сокращение объемов продажи машин по справке-счету с переходом на практику составления договоров купли-продажи.
На заседании межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией вице-губернатор Приморского края Валерий Василенко выступил с инициативой, сильно удивившей представителей автобизнеса, да и рядовых автолюбителей. Вице-губернатор высказался за сокращение объемов продажи машин по справке-счету с переходом на практику составления договоров купли-продажи.
"В Приморье более 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимаются комиссионной торговлей автомобилями. В прошлом году продано свыше 188 тысяч автомобилей, большая часть которых зарегистрирована по справкам-счетам", - сообщила пресс-служба администрации Приморского края со ссылкой на Валерия Василенко. По словам вице-губернатора, на изготовление справок-счетов, относящихся к так называемой спецпродукции, краевой бюджет только в 2005 году выделил 26,5 млн. рублей. Органы РЭО ГИБДД продают бланки юридическим и физическим лицам по 114 рублей за штуку, а последние берут с людей за оформление справки-счета 400-1000 рублей.
- Стоимость автомобилей в справке-счете указывается в размере 3-8 тысяч рублей, хотя реальная средняя цена комиссионных автомобилей достигает 6 тысяч долларов США, - подчеркнул Валерий Василенко. - Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, получающие доход от продажи автомобилей, уходят от уплаты налогов.
На заседании межведомственной комиссии принято решение создать каталог рыночных цен на импортные автомобили, бывшие в употреблении, и организовать проверки соблюдения правил комиссионной продажи транспорта. Данные о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, получивших бланки справок-счетов, будут переданы в УВД Приморского края и территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Решено также разработать график поэтапного уменьшения расходов краевого бюджета на изготовление справок-счетов, что позволит перейти на оформление продажи автомобилей по договору купли-продажи.
Очередная инициатива властей упорядочить приморский автомобильный рынок Владивостока, сложившийся в 90-е годы без участия государства, вызывает уже становящееся традиционным недоумение. Дело в том, что продать или купить автомобиль по договору купли-продажи еще проще (а главное - дешевле), чем заморачиваться с выпиской справки-счета. Согласно приказу МВД от 27 января 2003 года "О порядке регистрации транспортных средств" можно без проблем поставить на учет автомобиль, приобретенный в том числе на основании договора, заключенного в простой письменной форме. То есть не заверенного нотариально и составленного "на коленке". Предложение Василенко, конечно, поможет сократить бюджетные расходы на производство спецпродукции. Но, с другой стороны, едва ли себестоимость изготовления бумажного бланка справки-счета превышает указанные выше 114 рублей, благополучно возвращающиеся в бюджет после первой продажи бланка. К тому же совершенно непонятно, какие гражданственные устремления будут побуждать граждан указывать в договорах купли-продажи реальную стоимость автомобиля, а не те же номинальные 3 тысячи рублей.
Предложение разработать каталог рыночной стоимости подержанных, в том числе побегавших по России иномарок, кажется нам обреченным на провал. Эта идея явно навеяна опытом специалистов Дальневосточного таможенного управления. Но в том случае речь шла о ввозе подержанной техники из-за границы, и таможенников понять можно: им была нужна примерная цифра для расчета величины импортной пошлины, и только. За сколько предприниматель после растаможки продает авто на Зеленом углу, таможню не интересует. Вмешательство же в ценовую конъюнктуру сугубо внутреннего и тем более вторичного рынка - идея гораздо более спорная. Во-первых, разработка каталога внутрироссийских рыночных цен на подержанный японский автопром невыполнима технически: слишком много факторов влияет на цену конкретного автомобиля, из-за чего, к примеру, пожилой "Эскудик" 1991 года выпуска можно найти и за 3500, и за 7000 у. е. Каталогизировать все возможные повреждения авто, особенности комплектации, пробег, проведенный тюнинг, состояние двигателя вплоть до компрессии и "жора" масла просто невозможно, а значит, документ получится мертворожденным.
С другой стороны, все это сильно противоречит принципу свободной торговли. Даже для самого планового государства, не говоря о рыночном, ситуация выглядит абсурдно: подержанный автомобиль стоит ровно столько, за сколько он может быть продан и куплен. Это личное дело продавца и покупателя, а не органов госвласти. С тем же успехом можно попробовать издать указ о запрете торговаться на китайской барахолке в целях борьбы с демпингом, не дающим отечественной легкой промышленности подняться с колен. Рынок такого вмешательства не терпит по определению. Если только речь не идет о банальном переделе...
Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"