Новая родина

...Они двинулись с щедрого Дона к неведомой Уссури весной 1895 года. Путешествие оказалось трагическим. Матери хоронили своих детей. Тем не менее переселение на Дальний Восток оренбургских и донских казаков было добровольным. Предшествовало этому решение Его Императорского Величества и одобрение Государственного совета.

17 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1917 от 17 март 2006

...Они двинулись с щедрого Дона к неведомой Уссури весной 1895 года.  Путешествие оказалось трагическим. Матери хоронили  своих детей.
Тем не менее переселение на Дальний Восток  оренбургских и донских казаков было добровольным. Предшествовало этому решение Его Императорского Величества и одобрение Государственного совета.  

Преимущество имели  семьи с наибольшим числом взрослых работников, а также старообрядцы как трудолюбивый и зажиточный народ.

Сделано это было, как писал в своем приказе от 9 марта 1895 года Приамурский генерал-губернатор Сергей Михайлович Духовской, он же Войсковой наказной атаман Приамурских казачьих войск, "для увеличения боевой силы Уссурийского казачьего войска, по территории которого пролегал строящийся участок  Сибирской железной дороги, а также в видах возможно большего поднятия его в сельскохозяйственном отношении". Он же предписывал называть новые поселки в честь рек Донского войска.

Так 111 лет назад в Уссурийском крае  появились сразу шесть новых поселений. Одно из них - Сальское, нареченное в честь реки Сал и одноименного донского округа - родины дальневосточных новоселов.

Устинья Яковлевна Шашлова (род. в 1882 году) с сыномНо прежде было горестное 45-дневное плавание  на пароходе Добровольного флота "Москва", который вышел из Одессы во Владивосток 15 марта 1895 года. Во время пути из 763 донских и оренбургских казаков умерло от дифтерита, кори и воспаления легких 73 человека, почти все - дети.

Сойдя на берег в апреле, переселенцы, не мешкая, отправили ходоков облюбовывать новые земли для новой жизни. Вскоре  в начале лета 12 семейств основали поселок на правом берегу реки Иман, в четырех верстах выше моста. Известно, что первоначально нарекли его Донским, но уже к осени он стал называться Сальским (дело в том, что к тому времени уже была станица Донская недалеко от железнодорожной станции Уссури, ставшая центром Донского станичного округа).

Надо сказать, что переселенцы освобождались на три года от земских повинностей, а при согласии войскового атамана - на год от станичных тоже. Кроме того, казаки призывного возраста получали на пять лет отсрочку от "службы в первоочередных частях", а те, кто уже служил, освобождались от этой повинности. Сейчас, когда вновь широко обсуждается вопрос о новом этапе заселения Приморья и охране его границ казаками, - интересная информация к размышлению. 

Здесь, на Дальнем Востоке, казаки обрели новую родину. В Государственном архиве Приморского края сохранились уникальные документы. В них - имена первооснователей Сальского, вот лишь некоторые: Антон Петров Меркулов, Федор Васильев Кирсанов, Николай Васильев Пименов, Иван Антонов Мелихов. Старые бумаги помнят  и первенца селения - Бориса, родившегося 24 июля 1895 года в семье казака Ивана Обухова, а также первый обряд бракосочетания, состоявшийся в Верхне-Уссурийской церкви месяц спустя: женихом был ефрейтор 4-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона Абрам Артемьев 28 лет, невестой - дочь казака София Нестерова 18 лет, оба - православные.

В июле 1897 года, по свидетельству атамана хутора Сальского Платона Дубоносова, здесь проживали 64 казака.

Сергей Михайлович Духовской, войсковой наказной атаман Приамурских казачьих войскИзвестно, что многие донские казаки не обладали достаточным терпением в возделывании земли, при малейшей неудаче бросали выбранное место и отправлялись на другое. Сальское составляло приятное исключение. Согласно "Годовому отчету Уссурийского казачьего войска" на 1 января 1903 года на каждую казачью душу мужского пола (несмотря на то, кто стар, кто мал) приходилось 119 га земли (из них удобной чуть больше 16,5 десятины, остальное лес и прочие угодья).

Правда, и в благополучном Сальском многие поселенцы в начале прошлого века все же предпочитали сдавать землю в аренду корейцам и китайцам, нежели  самим обрабатывать. Казаки же помимо рыбалки и охоты занимались пчеловодством, сплавляли лес. Общественные доходы в Сальском в начале прошлого века были небольшие, питейного заведения здесь не имелось, впрочем, церкви и школы тоже.

Были времена, когда сальская земля, люди, работавшие на ней, знали высокие урожаи, жили богато, основательно, бывало и по-другому. Как бы там ни было, земля эта не утратила своей силы и поныне. Сейчас здесь насчитывается около 400 дворов, а это почти 1300 человек.

Восстановил по крупицам эту любопытную и поучительную историю Геннадий Погребной, неутомимый краевед и настоящий патриот своей малой родины, который написал небольшую книжку "Откуда есть, пошла земля сальская", изданную благодаря поддержке властей и коммерсантов Дальнереченского района, в чьих жилах тоже течет горячая казачья кровь.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"