Территория детства
Число обездоленных ребятишек неуклонно растет, краю чрезвычайно трудно содержать такое количество больших детских домов. Поэтому многих специалистов обрадовали предложения губернатора по решению данной проблемы. При этом у профессионалов на местах есть свое видение ситуации. К примеру, Татьяна Гольцова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Парус надежды", лучшей формой устройства брошенных детей считает семейно-воспитательные группы.
Число обездоленных ребятишек неуклонно растет, краю чрезвычайно трудно содержать такое количество больших детских домов. Поэтому многих специалистов обрадовали предложения губернатора по решению данной проблемы. При этом у профессионалов на местах есть свое видение ситуации. К примеру, Татьяна Гольцова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Парус надежды", лучшей формой устройства брошенных детей считает семейно-воспитательные группы.
Оказались похожи
В жизни любой супружеской пары наступает момент, когда они понимают, что для развития дальнейших отношений необходим ребенок. Однако все чаще случается так, что один из супругов (иногда оба) оказывается бесплодным. Можно бы усыновить чужого, но страшно. О том же, что существует возможность взять девочку-мальчика на время, знают далеко не все. На самом деле это прекрасный вариант. Во-первых, ничего не надо скрывать и выдумывать, во-вторых, если дальнейшие отношения не сложатся, подопечный без проблем вернется в государственное учреждение - он ведь знает, что пришел в семью временно, и, в-третьих, взрослые могут убедиться, что сил и любви у них достаточно.
Анжеле и Денису было слегка за 30, когда они решились на такой шаг. Молодая женщина, которой показали в группе ребятишек мальчика, сразу отметила, как он на нее похож, готова была тут же увезти его с собой. Только нужно быть готовым к тому, что сначала с будущими воспитателями серьезно поработают специалисты, впрочем, как и с ребенком. Сотрудники центра поговорили с супругами, выяснили их мотивы, провели анкетирование, тестирование, составили акт жилищных условий, с ними поработал психолог, выяснил, подходят ли они ребенку, возникнет ли у всех троих психологическая совместимость. Кому-то все это может показаться ненужным и даже надуманным, на самом деле такая подготовка помогает создать соответствующий микроклимат в семье. Поэтому Анжела и Денис не противились, они стали регулярно навещать Максимку, ходили с ним на море, играли на территории, привозили подарки. А в это время специалисты готовили к переменам мальчика, которому объяснили, что он лишь "погостюет" в семье, называть воспитателей мамой и папой не надо.
Семейная воспитательная группа (СВГ) - структурное подразделение специализированного учреждения. Ее цель - профилактика социального сиротства, временное помещение несовершеннолетнего в семью для реабилитации. Задача - подготовка ребенка к последующей передаче на усыновление или под опеку, оказание профилактической помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Этот ребенок в конце концов так пришелся по душе супругам, что они решили его усыновить. Однако бывает и по-другому. Сотрудники центра помнят случай, когда сам мальчик не захотел остаться в семье - слишком велики оказались национальные различия. В другом случае пожилая женщина брала малыша только для того, чтобы вытянуть его из болезни, лежала с ним в стационаре, выхаживала. Но понимая, что возраст не позволяет ей полностью посвятить себя ребенку, заранее оговорила - выздоровевшего вернет. Главное - малыша она спасла.
В любом случае дети, даже проводя в домашних условиях только выходные, возвращаются в центр полные впечатлений: "Меня папа в цирк водил!", "А мы с мамой пельмени лепили!". Вопреки наставлениям они все же именно так называют своих взрослых друзей. Те же, в свою очередь, после общения нередко решаются на кардинальные изменения в жизни и усыновляют приглянувшегося малыша.
Несмотря на то, что людьми движет прежде всего желание помочь чужому ребенку, следует знать, что обузой для семьи он не станет. Воспитанник, переведенный в СВГ, получает медицинскую помощь в центре, на него выдаются необходимая одежда и продукты. Кроме того, при оформлении группы воспитатель получает небольшую зарплату - около полутора тысяч рублей.
Воспитатель СВГ имеет право самостоятельно устанавливать режим, выбирать форму организации жизни и быта воспитанников в соответствии с рекомендациями специалистов.
Пока не повзрослеет
Недавно в "Парусе надежды" появился Женя Хабайло, достаточно большой мальчик, ему уже 15 лет. Ясно, что такого никто не усыновит, а идти в детский дом Женя отказывается категорически. Вот кому особенно нужна временная поддержка, ведь ему бы только года два-три выстоять, получить профессию.
У этого мальчика из Пожарского района родители умерли. Поручить опеку над Женей старшему брату нельзя по многим причинам, а старшая сестра, воспитывающая двух своих детей, не хочет взваливать на себя дополнительную нагрузку. При этом официальные лица не имеют права оставить парня на произвол судьбы - несовершеннолетний он. Пока его отправили в центр, который возглавляет Татьяна Гольцова. У нее-то больше всего и болит сердце - как помочь?
Как рассказала Татьяна Павловна, за этим ребенком закреплено жилье, он получает пенсию по потере кормильца, учится сейчас в девятом классе. Воспитатели говорят: "У него хорошая человеческая сущность". Можно попробовать устроить мальчика в интернат для одаренных детей, но он и сам понимает, что целый год, проведенный у постели угасающей матери, оставил некоторые пробелы в образовании, догонять сверстников не просто. Тем не менее Женя этот вариант не отвергает, осознает, что это шанс. Можно еще устроить его в училище. На время учебы "Парус надежды" не оставит ребенка без помощи - на каникулы двери для него всегда будут открыты. Но именно временная семья могла бы стать для этого подростка лучшей опорой и примером. Он покладистый, спокойный, ему особенно хочется ощущать индивидуальную заботу и ласку.
Определение ребенка в семейную воспитательную группу оставляет его в статусе воспитанника специализированного учреждения, а воспитателя - в статусе сотрудника.
Если кто-то решится
К сожалению, информации о различных формах помощи детям пока недостаточно. Татьяна Гольцова считает, что средства массовой информации должны как можно больше рассказывать не только об усыновлении и опеке, но и о семейных воспитательных группах - зная, что на помощь всегда готовы прийти профессионалы, люди перестанут бояться ответственности. Формирование таких групп проходит, в частности, на базе "Паруса надежды", который находится во Владивостоке на улице Маковского, 123, телефон/факс 387-675, телефон 387-991.
Автор: Галина КУШНАРЕВА (фото автора), "Владивосток"