Смертельные аттракционы

В деле известной в Приморье "банды Молдавана" поставлена точка. Приморский краевой суд вынес приговор каждому из ее участников: минимальный срок - 14 лет исправительной колонии строгого режима, максимальный - пожизненное заключение...

14 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1914 от 14 март 2006

В деле известной в Приморье "банды Молдавана"  поставлена точка. Приморский краевой суд вынес приговор каждому из ее участников: минимальный срок - 14 лет исправительной колонии строгого режима, максимальный - пожизненное заключение...

Большие молдаванские амбиции

Их история началась семь лет назад - осенью 1999-го, когда Владимир Голбан по кличке Молдаван (сейчас ему 43 года) решил создать группу, которая по его команде "убирала" ненужных людей, в первую очередь тех, которые мешали его коммерции, а то и просто вызывали неприязнь. Голбан был оператором аттракционов парка Минного городка, а фактически занимался поисками партнеров, желающих вложить деньги в развитие аттракционов. Позже он стал коммерческим директором этого парка. Преступную команду Молдаван собрал из знакомых и преданных людей. Ее костяк сколотили 27-летний (на то время) сосед по дому и давний друг Сергей Якель по прозвищу Немец, школьный приятель Якеля - 23-летний Рустам Попов по прозвищу Шота и 29-летний Иван Мигалатьев - муж сестры Голбана.

Дисциплина была, как в армии, - полное, беспрекословное подчинение, строгое распределение ролей и обязанностей. Молдаван планировал операции, определял участников преступных акций, предоставлял машины либо деньги для их покупки. Шота выслеживал, выяснял распорядок дня тех, на кого готовилось нападение. Немец подыскивал исполнителей отдельных убийств и контролировал поставки автомобилей в Иркутск, деньги от продажи которых шли на нужды банды. Он же находил автомобили для нападений (известно, что за все время преступники сменили 6 иномарок:  специально покупали недорогие подержанные машины, которые бросали после нападения. - Прим. авт.). Иван Мигалатьев присутствовал в группе в качестве водителя: он доставлял участников на место преступления, после забирал их, а также участвовал в слежке за будущими жертвами. Всего на их счету пять убийств. Жестоких, дерзких, безжалостных.

Убойный старт

Первый "заказ" от Голбана поступил в 2000 году. Нужно было убрать телохранителя известного в городе предпринимателя Сергея Трифонова - Валерия Канарева. Детали нападения обсуждали в одной из саун на улице Героев-тихоокеанцев во Владивостоке, администратором которой был Иван Мигалатьев.

На самом деле телохранитель был ни при чем. Планируемое убийство должно было стать акцией устрашения самого предпринимателя, который отказал Молдавану в ведении совместного бизнеса по пассажирским автобусным перевозкам во Владивостоке.

Валерия Канарева убили тремя выстрелами в спину. Это произошло вечером 23 мая 2000 года на территории автостоянки ООО "Авангард" на улице Липовой, где он оставлял свою машину. Причем преступление было совершено на виду у прохожих, в том числе супруги Валерия и ребенка, - человек Молдавана даже не пытался прятаться и маскироваться. Исполнителем был Шота - Рустам Попов:

В этом же году из мест заключения вернулся муж сожительницы Голбана - Владимир Дикун. И все бы ничего, но мужчина стал диктовать свои законные права на квартиру, где проживала бывшая жена. Церемониться с "бывшим" Голбан не стал. После того, как стало ясно, что экс-супруг готовит иск в суд на раздел имущества, Молдаван "заказал" его своим бойцам - Рустаму Попову и Ивану Мигалатьеву. 3 ноября 2000 года в Спасске-Дальнем Владимира Дикуна застрелили из пистолета с глушителем. Нет человека - нет проблемы:

Мусорщик-киллер-омоновец

Тогда никто даже представить не мог, что эти преступления как-то связаны между собой. Тем более что команда Молдавана старательно заметала следы. К примеру, для убийства Дикуна парни приехали в Спасск-Дальний на машине "Мицубиси-Галант", которую бросили там же, и вернулись во Владивосток на "Тойоте-Чайзер". Следующим, на кого имел зуб Владимир Голбан, был иркутский предприниматель Ваган Арутюнян. Дело в том, что некоторое время назад Арутюнян взял у Голбана на реализацию три автомобиля: "Исузу-Бигхорн", "Мицубиси-Паджеро" и "БМВ-525". Однако иркутянин не успел вовремя вернуть приморскому бандиту деньги за проданные авто, и в середине февраля за его жизнью в Иркутск отправились голбановский боец Рустам Попов и не знавший еще о банде, но участвовавший в этом деле Сергей Кутепов (последнего привел Молдавану их общий знакомый). Купленный на месте пистолет оказался неисправным, и Молдаван дал указание возвращаться обратно во Владивосток. Следующая попытка была предпринята уже в марте. На сей раз люди Голбана взяли оружие и боеприпасы с собой, а чтобы легче было провезти, они поехали поездом, спрятав пистолет в ящик с рыбой. 22 марта 2002 года Вагана застрелили прямо в салоне собственного автомобиля, который он ежедневно забирал из гаража кооператива "Горизонт" в Иркутске.

Не прошло и недели, как члены голбановской бригады  "отметились" во Владивостоке. Утром 28 марта в центре города был застрелен очередной предприниматель. Убитым оказался соучредитель фирмы такси ООО "Экспресс" Владимир Ченцов. Как выяснило следствие, Молдавану не давали покоя мысли о городском автомобильном бизнесе. Организуя это преступление, он хотел завладеть долей в бизнесе убитого. Правда, исполнителем "заказа" стал не член банды, а специально подысканный для этого 21-летний военнослужащий Алексей Кудинов. Алексей занимался уборкой мусора в парке Минного городка, за убийство коммерсанта ему предложили 3 тысячи долларов. Он и согласился. Правда, обещанных денег исполнитель так и не получил: Голбан все откладывал расчет на "потом". "Потом" так и случилось. Забегая вперед, следует сказать, что задержали Алексея Кудинова лишь спустя год. На тот момент он работал милиционером-бойцом ОМОНа УВД Кемеровской области.

Кто заказал пятую жертву - в прошлом председателя комитета по архитектуре и капитальному строительству администрации края Сергея Ахапкина, до сих пор не установлено. Известно, что за его убийство Голбан получил приличное вознаграждение, а утром 3 октября 2002 года бывший чиновник был застрелен в подъезде собственного дома на улице Русской. Это было уже не первое покушение на жизнь Сергея Ахапкина. Несколько дней преступники ездили за ним по пятам, караулили у дома. В день убийства они с раннего утра ждали, когда в окнах квартиры потенциальной жертвы загорится свет. Дожидались его уже в подъезде. Убийца стрелял, не целясь: Ахапкин получил ранения обоих плеч, грудной клетки, бедра и голени и скончался от обильной кровопотери. Почерк все тот же: после убийства преступники бросили "Тойоту-Марк-2" и скрылись на "Тойоте-Спринтер-Марино".

 Но лицо стоящего в подъезде Рустама Попова запомнил мальчик. 9 октября Шоту задержали в салоне самолета, вылетающего из Владивостока.

Ищите Дядюшку Фестера и Костю-Топорика

А дальше - цепная реакция задержаний и арестов. 7 января 2003 года задержали Сергея Кутепова, 11 января - "вожака" Владимира Голбана, 10 февраля - омоновца Лешу Кудинова. Якеля-Немца с липовым паспортом на имя некоего Гриши Сорокина нашли в Иркутске 28 марта 2003 года. Как выяснилось, поддельный документ Якель купил на улице Спортивной во Владивостоке, когда понял, что его вольной жизни скоро придет конец. И, казалось бы, преступная деятельность голбанцов закончилась: Однако даже под стражей люди Молдавана пытались продолжить свою криминальную игру. Сергей Кутепов при выходе из здания Ленинского суда Владивостока, где была выдана санкция на его арест, оттолкнул конвой и попытался убежать, но его задержали после предупредительных выстрелов в воздух:

Известно также то, что к команде Голбана имели отношение еще два человека с весьма колоритными прозвищами Дядюшка Фестер и Костя-Топорик, объявленные в розыск Генеральной прокуратурой РФ по подозрению в убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Им же заочно предъявлено обвинение в убийстве начальника отдела транспорта администрации Владивостока Татьяны Сафроновой. Материалы дела по этим фактам выделены в отдельное производство.

Два состава присяжных

Дело Молдавана рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей. И хотя процесс проходил в краевом суде почти бесшумно, на исход дела неоднократно пытались влиять извне. Рассмотрение затянулось на два года: так, например, первый состав суда присяжных пришлось полностью заменить. И вот 17 февраля 2006 года заседатели все-таки вынесли обвинительный вердикт. Присяжные единогласно признали Голбана не заслуживающим снисхождения. А уже 3 марта на основании вердикта судья Приморского краевого суда Александр Троеглазов вынес приговор.

В итоге Владимир Голбан приговорен к пожизненному лишению свободы в исправительной колонии особого режима. Сергею Якелю, ранее судимому за изнасилование, назначен 21 год исправительной колонии строгого режима с отбыванием первых 5 лет в тюрьме. Ивану Мигалатьеву - 19 лет, Рустаму Попову - 14 лет,     Алексею Кудинову - 11 лет и Сергею Кутепову - 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Единственным, кто, можно сказать, раскаялся и стал активно сотрудничать со следствием, был Рустам Попов (Шота). В связи с этим его содержали в отдельной камере и на суде не помещали в общую "клетку" с остальными участниками банды. Что касается Голбана и его родственника Мигалатьева, то они так и не признали себя виновными: 

На сегодняшний день приговор еще не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховном суде РФ.

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"