Скользкие льготы

Недавно управление транспорта и управление по исполнению программ по поддержке населения администрации Владивостока провели совместную проверку по выявлению "поддельных" льготников, то есть тех, кто пользуется фальшивым удостоверением, дающим право на бесплатный проезд в транспорте. Первый блин, как и ожидалось, получился комом: при виде столпившихся у автобуса журналистов все пассажиры или добросовестно заплатили, или показали настоящие удостоверения.

10 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1913 от 10 март 2006

Недавно управление транспорта и управление по исполнению программ по поддержке населения администрации Владивостока провели совместную проверку по выявлению "поддельных" льготников, то есть тех, кто пользуется фальшивым удостоверением, дающим право на бесплатный проезд в транспорте. Первый блин, как и ожидалось, получился комом: при виде столпившихся у автобуса журналистов все пассажиры или добросовестно заплатили, или показали настоящие удостоверения. "Засада" не удалась, и разговор о "ненастоящих" льготниках повис в воздухе. А ведь на самом деле проблема со льготами - это противостояние сразу четырех сторон - собственно, обладателей льгот, администрации Владивостока, руководства фирм-перевозчиков и водителей. У каждой из вышеперечисленных категорий - свой финансовый интерес.

Поездки настоящие, деньги виртуальные, удостоверения - поддельные?

Для начала - прения "сторон". И льготникам, и водителям, и чиновникам, и экспертам, к которым обратились корреспонденты "В", было задано два вопроса: как сегодня обстоят дела с бесплатным проездом для определенных категорий граждан и не стоит ли заменить льготу определенной денежной выплатой? Тем более что во многих регионах России про льготные документы, демонстрируемые в автобусе, уже забывают - их заменили компенсационными выплатами.

Галина Антоновна, имеющая стопроцентную льготу:
- Мы пользуемся льготами, так как знаем, что деньги водителям возмещает администрация. Езжу я в автобусах часто, но водители мне никогда не грубили. Грубость людей - это глобальный и сложный вопрос. А вообще хорошо, что правительство заботится о незащищенных. И неважно как, льготами или деньгами.

Клавдия Ивановна:
- Недавно я свое новое удостоверение потеряла. И какое-то время ездила по старому, просроченному. Вот тогда мне и нагрубили. Водитель взял мое удостоверение, увидел, что оно недействительно. Был скандал. Но потом я получила новое, 10 рублей заплатила. Стоит ли заменить льготу деньгами? Да ну... Кто деньгами будет выплачивать?

Водитель 55-го маршрута Володя:
- С чего это почти все должны 3,5 руб. платить? Особенно те, кто удостоверения свои не показывает! Да вы что, смеетесь, что ли? Да я даже не знаю, что администрация возмещает. Может, нашим перевозным компаниям отчисляют деньги, но я ничего не знаю, нам никто не докладывает. Это все темный лес. Если б доплачивали - они бы нам какие-то проценты платили. А мы зарабатываем сами деньги здесь.

Диспетчер фирмы-перевозчика Константин:
- Администрация нам за льготников ничего не платит. Да, заключили договор. Но это было просто предложение, от которого нельзя отказаться. И все так и осталось на бумаге. Взять тех же школьников-льготников. Зачем? Те, у кого мало денег, ходят в школу возле дома. А ездят обычно в гимназии, колледжи. Раз родители могут платить за обучение там, почему не могут платить за проезд? Раньше был проезд 5 рублей. Теперь его увеличили до 7 и поделили на два, потому что большинство ездит за три с половиной. Бухгалтерия простая. Водитель за день в среднем зарабатывает 500 рублей. При том, что он встает в 4 утра, бежит покупать путевку, которая, кстати, стоит тысячу, потом на остановку - очередь занять. Весь день до позднего вечера по пробкам, с людьми работает. И это не деньги для такой работы. Но бастовать нам не дадут. То, что было год назад, - не забастовка. Одни остались, другие все-таки поехали. Как на войне, предателей и тут хватает. Многих водителей фирма заставляет расписку давать, что не будут бастовать.

Евгения Соковишина, пресс-секретарь управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД ПК:
- Подделка льготных удостоверений - это преступление уголовно наказуемое. Статья 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт фальшивых документов) предусматривает за подобное преступление лишение свободы на срок до трех лет. А использование заведомо ложного документа чревато штрафом либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев.

Владимир Куликов, и. о. начальника управления транспорта администрации города Владивостока:

- Проблема поддельных льготных удостоверений реально существует во Владивостоке. У меня лежит полмешка таких фальшивок, правда, собранных в прошлом году. Но и сейчас нам приносят подделки пачками: от 10 до 30 штук в неделю. Честно говоря, я не знаю, решится ли проблема, если всем льготникам выдавать деньги вместо удостоверений. Здесь надо рассматривать с двух сторон - со стороны водителей и со стороны льготников.

Это только кажется, что проблема упирается в пенсионеров и водителей. На самом деле, в каждом автобусе кипят страсти похлеще шекспировских. Во время подготовки этой статьи в редакцию "В" обратилась пенсионерка Александра Федоровна Савинхина с жалобой на водителя автобуса № 54а. И хотя жалоба пенсионерки звучит несколько комично, впору задуматься о водительской этике:

- 18 февраля я села в автобус и принялась напевать песню, - рассказала Александра Федоровна. - Видимо, водителю эта самодеятельность не понравилась, он остановил автобус и, грубо ругаясь, выбросил на дорогу мою сумку. Сумка была открыта, выпал кошелек, в котором было около 20 тысяч рублей, и документы. Кошелек я не нашла:

Пенсионерка Савинхина не растерялась и написала жалобу на имя главы администрации Владивостока Владимира Николаева.

Кстати, по данным Игоря Кравцова, сегодня водитель не имеет права устанавливать число перевозимых за один рейс льготных пассажиров. Хотя кто из нас не слышал, как водители ворчат: "В моем автобусе только два льготных места! Остальные - на трамвай!".

Мнение экспертов

Если посмотреть на происходящее со льготами в целом по России, более глобально, нежели просто с упором на тему бесплатного проезда, то мы увидим, что в стране идет новый этап монетизации льгот. И вопрос "А может, лучше деньгами?" актуален как никогда. Возникает вопрос - если выдать нынешние "проездные" льготы деньгами, не приведет ли это к очередному росту цен на том же транспортном рынке? 

Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт", директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты РФ (по телефону):

- Государству выгодно выплачивать льготы деньгами, но не увеличивать пособия, как оно вынуждено делать. Поэтому монетизация - не самый страшный процесс. Относительно небольшие деньги, вводящиеся в оборот при этом процессе, ни на что особо не влияют, и в минимальной степени они влияют на инфляцию. Все мы питаемся одним мифом, мол, раз в экономике появляются новые деньги, сразу подскакивает инфляция. Отнюдь нет. Причина инфляции - недоразвитость российской финансовой системы. И эта причина более важна, чем монетизация, хотя это не сильно связанные вещи. На экономическом росте страны замена льгот деньгами тоже не сказывается. На нем отражается уровень доходов населения. В общем, не верьте тем, кто говорит, что монетизация приводит к инфляции, а также тем, кто говорит, что она стимулирует экономический рост. Это вопрос более социальный, нежели экономический.

Ольга Хлыстова, завкафедрой налогов и налогообложения Института менеджмента и бизнеса ДВГУ, кандидат экономических наук:

- В настоящее время социальная поддержка населения сведена до минимума. Голос политиков в поддержку социальных пакетов очень слаб, хотя  мудрое государство должно регулировать развитие общества. Любой социальный пакет позволяет перераспределить тяжесть рынка, которая обрушилась на людей. В теории, замена льгот на деньги должна положительно влиять на благосостояние населения: деньги должны превалировать, все должно иметь свою стоимость. Однако на практике существует множество факторов, которые этому положительному влиянию мешают:

И напоследок еще одно мнение, которое принадлежит руководителю одной из крупнейших автобусных компаний Владивостока. Имя свое он просил не упоминать, что вполне понятно - на этом рынке ему еще работать и работать. Однако собеседник подчеркнул, что это отнюдь не его частная позиция, но общий взгляд всех автоперевозчиков:

- Для начала такой факт (мы ведь все любим сравнивать себя с соседями): с 22 февраля в Хабаровске стоимость проезда увеличена до 10 рублей. Список льготников у них значительно короче нашего, причем эти льготы компенсируются за счет средств городского бюджета. Подавляющее же большинство платит полную стоимость. И тем не менее я, как руководитель автобусной компании, твердо заявляю: я категорически против повышения цен на проезд во Владивостоке. Но при этом я не совсем понимаю, почему наши власти не хотят заменить льготы натуральными деньгами. Получается парадокс: когда из Москвы заработал федеральный 122-й закон, заменяющий льготы деньгами, местные власти всеми силами стали нас убеждать, как это хорошо и правильно. Но если это действительно хорошо и правильно, почему же на местном уровне не делается то же самое? Есть стандартная цена проезда - 7 рублей - единая для всех, однако отдельным категориям граждан, которых определяют местные законодательная и исполнительная власти, выплачиваются определенные дотации. Именно так, кстати, и сделано уже во многих российских городах, где монетизация проводится последовательно, а финансовые потоки более прозрачны.

Справка "В"

По словам Игоря Кравцова, президента Приморской ассоциации таксомоторных компаний, в последнее время водители очень часто изымают у граждан такие поддельные документы. Доказать, что перед тобой подделка, можно: самый распространенный признак фальшивки - отсутствие треугольной печати на лицевой стороне. Правда, точную цифру изъятых удостоверений Игорь Кравцов, как, впрочем, и остальные члены комиссии, назвать не смогли - статистика отсутствует.

От редакции: мы отдаем себе отчет в том, насколько сложна поднятая тема. И поэтому нам очень хотелось бы выслушать на этот счет и мнения руководителей исполнительной и законодательной властей Владивостока. Может ли краевой центр по примеру других российских городов встать на путь монетизации льгот в общественном транспорте? Что этому мешает? Каковы наиболее реальные пути цивилизованного решения, чтобы были соблюдены интересы всех участников процесса?
Мы приглашаем к разговору все заинтересованные стороны.

Автор: Служба оперативной информации, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"