"Битва при Кирове'
Много лет назад услышал от одного болельщика легенду. Дескать, была когда-то в Приморье команда по хоккею с мячом, побеждавшая отечественных грандов... Мне хорошо известна истинная цена этих баек - о фантастических ударах футболистов, ломавших штанги ворот, чудо-богатырях, рвавших вагонные колесные пары, и т. п., поэтому отнесся к хоккейному "спичу" не более, как к очередному фольклору, на который так богат околоспортивный мир. Тем не менее "сигнал" решил проверить.
Много лет назад услышал от одного болельщика легенду. Дескать, была когда-то в Приморье команда по хоккею с мячом, побеждавшая отечественных грандов... Мне хорошо известна истинная цена этих баек - о фантастических ударах футболистов, ломавших штанги ворот, чудо-богатырях, рвавших вагонные колесные пары, и т. п., поэтому отнесся к хоккейному "спичу" не более, как к очередному фольклору, на который так богат околоспортивный мир. Тем не менее "сигнал" решил проверить.
После долгих поисков в конце 90-х годов удалось выйти на Георгия Хрулькова. Жил он на окраине Хабаровска, в неказистом домишке, тяжело болел, практически не видел. Нежданному гостю из Владивостока обрадовался до слез: не забыли, пришли проведать...
С первых слов рассказа Георгия Ивановича я понял: болельщик был прав!
Здесь надо сделать небольшое отступление. В военные и послевоенные годы в структуре тыла Тихоокеанского флота была школа шоферов, которая готовила водителей для различных береговых подразделений, разбросанных по всему Тихоокеанскому побережью - от Посьета до Чукотки. Начальником школы был подполковник Владимир Смолко. Энергичный, деятельный офицер, к тому же страстный поклонник искусства и спорта. Именно он на концерте художественной самодеятельности разглядел в одном из матросов будущего знаменитого советского конферансье, народного артиста России Бориса Брунова. Что касается спорта...
Созданные на базе школы шоферов команды по футболу и хоккею гремели на весь Дальний Восток. Этого, однако, было мало неугомонному начальнику, и он задумал отметиться в масштабах вооруженных сил всей страны. С этой целью и был призван на флотскую службу работавший на Дальзаводе молодой спортсмен Георгий Хрульков.
Родился он во Владивостоке в 1920-м, уже к 18 годам слыл одним из сильнейших футболистов и хоккеистов не только Приморья, но и Дальнего Востока.
По такой же схеме оказались в школе шоферов и другие способные спортсмены, которые вместе с другими моряками, служившими на флоте еще с довоенных лет, составили внушительный спортивный коллектив.
Пик успехов пришелся на послевоенные годы. Осенью 1945 года тихоокеанцы выиграли чемпионат Военно-Морского Флота СССР по футболу (об этом событии и одном из главных его творцов Анатолии Назарове расскажем на страницах "В" несколько позже. - В. К.), а спустя два года пришел и главный успех.
В марте 1947 году в Кирове проводился чемпионат Вооруженных Сил СССР по хоккею с мячом. Надо заметить, что в те годы русский хоккей, за которым ныне укоренилось название бенди, был поистине национальным видом спорта. Мяч на льду гоняла вся страна. На "Вооруженку" в Киров прибыли сборные всех округов, флотов и флотилий. Более всего удивились появлению хоккеистов ТОФ: "Откуда у вас хоккей? Неужто на Тихом океане лед стал?...".
Но уже с первого выхода на поле скептикам пришлось прикусить языки. Никому не известные дальневосточники ни в чем не уступали соперникам, а по таким компонентам, как физическая готовность и скорость, даже превосходили. Центральный защитник Анатолий Скворцов умело дирижировал игрой, сам Хрульков финтами приводил соперников в отчаяние, в воротах стоял непробиваемый Лев Давыдкин...
Решающими стали поединки с ЦСКА и свердловским СКА - лидерами отечественного хоккея. Обе встречи решались в самом конце. С ЦСКА при счете 3:3 Скворцов совершил молниеносный рейд через все поле и дальним ударом вколотил четвертый мяч, а со свердловчанами настал черед Хрулькова, сумевшего, также при равном счете - 2:2, провести решающий гол...
Чемпионов вооруженных сил принимали в Главном политуправлении ВМФ, а командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Александр Фролов распорядился вручить каждому игроку необычный приз - фотографию всей команды с его, командующего ТОФ, автографом.
Игроков наперебой стали приглашать в лучшие команды страны. Расторопнее всех оказался Маршал Советского Союза Родион Малиновский, в те годы - главнокомандующий войсками Дальнего Востока. Тихоокеанские флоты (5-й во Владивостоке и 7-й - в Советской Гавани) в оперативном отношении подчинялись Хабаровску, а посему маршал распорядился большую часть героев "битвы при Кирове" перевести в окружную спортивную роту. Для начала устроил проверку - хоккейный матч с лучшей местной армейской командой. Счет - 9:2 в пользу чемпионов, и прямо на стадионе последовало распоряжение: проигравших - в войска, на их места - тихоокеанцев.
Спустя некоторое время Родион Яковлевич поставит цель - дальневосточники должны пробиться в первую группу класса "А" (по-нынешнему - высшую лигу).
Так было положено начало команде спортивного клуба армии, по-тогдашнему ОДО (окружного дома офицеров), - будущему многократному призеру чемпионатов СССР в высшей лиге. Первым ее капитаном и первым тренером стал бывший дальзаводчанин, мичман-тихоокеанец Георгий Хрульков. Под его началом первые университеты хоккея проходили многие будущие мастера, в их числе - молодой армеец Иван Трегубов. Пройдет пять лет, и он будет признан лучшим защитником мира, правда, уже в другой "ветви" хоккея - с шайбой. В недавно изданной "Энциклопедии российского хоккея" есть обстоятельная статья, посвященная блистательному пути "Ивана Грозного", как называли Трегубова восхищенные канадцы. Лишь одно не сказали составители энциклопедии - кто привел спортсмена в мир большого хоккея...
В 1953 году хабаровские армейцы под руководством тренера Хрулькова выполнят маршальский наказ: войдут в первую группу класса "А": Правда, к тому времени их "крестного" уже не будет в Хабаровске...
Георгий Иванович будет еще долго руководить командой, которая при нем редко в каком году опускалась ниже 3-го места.
Блестящая тренерская карьера оборвалась внезапно. В 1965-м по выслуге лет ему предложат: уйти в отставку. Ушел 45-летний наставник незаметно, без громких проводов, так и не дождавшись обещанной благоустроенной квартиры, и всю жизнь прожил в шлакозасыпном домике-времянке - зимой дикий холод, летом - непроходящая сырость. Скончался отец дальневосточного бенди, совершенно забытый, в 1999 году...
Санкт-Петербург - Москва - Владивосток
При подготовке материала большую помощь автору оказали ветеран ТОФ, житель Санкт-Петербурга, капитан первого ранга в отставке А. И. Груздев и проживающий ныне в Москве Л. А. Давыдкин, последний из оставшихся в живых тихоокеанцев, участников чемпионата Вооруженных Сил СССР 1947 года. Выражаю Александру Ивановичу и Льву Андреевичу свою искреннюю признательность.
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, "Владивосток"