Бои местного значения

В списке рассматриваемых дел мирового судьи Любови Лунюк все как у ее коллег: дела частного обвинения (это когда ссорятся, оскорбляют друг друга или даже дерутся родственники, соседи или случайные встречные), иски о невыплатах зарплаты и многое другое из будничной жизни. Помимо этого несколько часов вечернего времени судья выделила для досудебных бесед: дело в том, что "Дальэнерго" подало иски к гражданам о выплате долгов за свои услуги.

10 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1913 от 10 март 2006

В списке рассматриваемых дел мирового судьи Любови Лунюк все как у ее коллег: дела частного обвинения (это когда ссорятся, оскорбляют друг друга или даже дерутся родственники, соседи или случайные встречные), иски о невыплатах зарплаты и многое другое из будничной жизни.
Помимо этого несколько часов вечернего времени судья выделила для досудебных бесед: дело в том, что "Дальэнерго" подало иски к гражданам о выплате долгов за свои услуги.

Досье "В"

Любовь Яковлевна ЛУНЮК, мировой судья по участку № 28 Фрунзенского района. Окончила юридический факультет ДВГУ, работала во Фрунзенском районном суде в должности консультанта. В 2003 году назначена мировым судьей.

Дело первое

Все квитанции по оплате коммунальных услуг, отопление, свет супруги Ивановы с 1997 года просто складывали стопочкой: говорят, деньги копили на операцию. Операция предстояла сложная, дорогостоящая, а супруги оба пенсионеры, вот и не было денег на оплату двухкомнатной квартиры.

- Операция, слава богу, позади, обошлась в 80 тысяч рублей, дело медленно, но пошло на поправку, - объясняет Мария Сидоровна. - Теперь будем платить...

- Но с вами же внучка проживает, молодая женщина, почему она вам не помогает? - спрашивает судья.

- Сердце у внучки больное, часто "скорую" вызываем, внучка не работает. А инвалидность оформлять стыдится.

Объяснение вызывает недоумение судьи, однако предметом спора это не является, и потому вдаваться в подробности не имеет смысла.

Пенсионеры и впрямь производят впечатление больных, небогатых людей. Однако за услуги придется платить. Уже через суд.

И все же есть приятное обстоятельство: по закону граждане имеют право заявить в суде о применении срока исковой давности. Это значит, что им может быть предъявлен долг только за последние три года (в данном случае с января 2003 года). А все, что накопилось за предыдущие шесть лет - с 1997 года, - будет попросту списано и забыто.

Комментарий судьи

Увы, история обычная: огромные суммы платежей непосильны для многих, но что поделать: Правда, среди должников есть и такие, которым попросту некогда зайти в банк и заплатить за квартиру. Скорее всего, пенсионеры оплатят свой долг, тем более это будет немного легче с применением срока исковой давности.

Однако, если граждане не исполняют решение суда, оно передается в службу судебных приставов, исполнительный лист отправят в Пенсионный фонд, и сумма долга будет высчитываться из пенсии.

Иски "Дальэнерго" к гражданам подаются в последнее время в массовом порядке. Например, гражданка Петрова, в квартире которой зарегистрировано трое взрослых сыновей, самостоятельно распространила свою 50-процентную льготу инвалида на всю семью. Это противоречит федеральному закону "О социальной защите инвалидов", по которому льгота предоставляется только самому инвалиду. Долг в судебном порядке был взыскан, хотя гражданка утверждала, что сыновья в квартире не проживают. Однако ответчица могла бы представить документы о том, что сыновья платят за услуги там, где они проживают реально, и тогда решение суда могло быть другим.

Мировой судья Любовь Лунюк:

- Если рассматриваю в суде дела частного обвинения, бытовые конфликты людей, стараюсь убедить людей примириться. Конечно, бывают ситуации, когда виновная сторона обязана загладить вину, выплатив сумму за моральный вред. Например, был такой случай. Незнакомый мужчина ударил на улице ребенка. Потом он объяснил, что мальчишка набедокурил, тем не менее мама мальчика подала иск в суд в интересах своего несовершеннолетнего ребенка. В суде мужчина согласился выплатить приемлемую сумму за моральный ущерб.

Дело второе

Жительница трехкомнатной квартиры Анна Николаевна Марлевская подала иск к ОАО "Дальэнерго" о защите прав потребителя. Причина - ненадлежащее тепло в квартире.

- Батареи еле теплые, температура не поднимается выше 15 градусов! - возмущалась Анна Николаевна. - Хотя по нормам должно быть 18 градусов в комнате, а в угловых помещениях и вовсе 20.

Конечно, замерзшая гражданка вынуждена была помучиться, собирая многочисленные справки: попробуй-ка залучи к себе комиссию из жилищных органов, которая бы замерила температуру и составила акт.

Комментарий судьи

Представитель "Дальэнерго" объяснил, что перерасчет за температуру ниже нормы они готовы провести. Однако суд вынес решение: иск удовлетворить. Правда, только за тот отопительный период, в который низкая температура была подтверждена собранными истцом доказательствами - актами замера температуры, составленными жилищными органами с привлечением специалистов "Дальэнерго" и тепловых сетей. Почему потребитель должен платить - пусть даже урезанные суммы - за откровенный холод в доме?

Дело третье

Невестка подала иск к свекрови: свекровь регулярно дерется, а однажды так схватила за ухо, что ухо порвала.

Как ни прискорбно, свары происходили не в асоциальной семье алкоголиков, а среди приличных, образованных людей: невестка - бухгалтер, свекровь - бывший товаровед. На защиту свекрови пришли соседки, эмоционально настаивали, что пожилую женщину родственнички просто со свету сживают. Внучка была настроена к бабушке критически. Любопытно, что мужчина, оказавшийся между двух родных женщин - мамы и жены, - в суд вообще не приходил, видимо, решив: пусть дамы сами разбираются.

Мотивы того, что родные люди с трудом уживаются на жилплощади, оказались до боли банальными: теснота. Свекровь - женщина в возрасте, с множеством болезней, и в бытовом плане для семьи это оказалось испытанием, которое привело в суд.

Комментарий судьи

Суду пришлось разбираться в нюансах взаимоотношений двух женщин в семье. По большому счету, конфликты происходили просто от бытовой неустроенности. Впрочем, крутой, непримиримый нрав свекрови чувствовался и в репликах в зале суда. Были бы наши люди побогаче, чтоб семья могла разъехаться по разным квартирам, пусть близко, по соседству жить, но не вместе - может, и конфликтов не было бы.

Суд длился несколько заседаний, стороны спорили, предъявляли массу претензий. А потом решились на примирение.

Автор: Страницу подготовила Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"