Ни квартиры, ни денег
Милиция утверждает, за последний год в Приморье крайне активизировались квартирные мошенники: количество незаконных сделок с недвижимостью растет с поражающим воображение размахом. Только в Советском РУВД Владивостока в производстве сейчас 12 уголовных дел по поводу незаконных продаж квартир. И еще несколько материалов - в прокуратуре района. Пострадавших - десятки, ущерб - миллионы.
Милиция утверждает, за последний год в Приморье крайне активизировались квартирные мошенники: количество незаконных сделок с недвижимостью растет с поражающим воображение размахом. Только в Советском РУВД Владивостока в производстве сейчас 12 уголовных дел по поводу незаконных продаж квартир. И еще несколько материалов - в прокуратуре района. Пострадавших - десятки, ущерб - миллионы.
- Вообще риэлторство законом практически не регулируется, - рассказывает начальник отдела по расследованию дел экономической направленности РУВД Советского района Владивостока Маргарита Мурзич. - Потому бизнес этот очень легкий. И каждый его участник действует, кто во что горазд. Квартирное мошенничество очень трудно доказать, поскольку в таких преступлениях участвуют не один и не два лица. К тому же этим промышляют риэлторы, которые также реализуют и свои законные функции. Их знают в Приморском краевом регистрационном центре, Ростехинвентаризации и прочих структурах, куда те, грубо говоря, открывают дверь пинком.
Мошенники используют схемы самые разнообразные. В худшем случае - у людей квартиры вымогают, закрывают, избивают, заставляют подписывать бумаги. В лучшем - просто используют подложные документы. Хорошо хоть, что наиболее распространено последнее.
Почти всегда объектами преступного посягательства становятся квартиры, собственниками которых являлись пожилые граждане, в настоящий момент уже умершие. Далеко не все родственники усопших обладают юридическими навыками, и имея на руках завещание, в течение шести месяцев не вступают в наследство. А если даже вступают, то квартира зачастую какое-то время все равно пустует. И его вполне достаточно мошенникам. Для милиции остается загадкой, как жулики эти пустующие квартиры находят - с помощью сотрудников ЖЭУ или еще как-то. Но обнаружить потенциальный товар - уже полдела.
И вот преступник приобретает по незаконным каналам у частных нотариусов настоящие бланки - акт о доверенности, свидетельство о праве на наследство и прочее. И с помощью современной оргтехники без труда составляет правовые документы на подставных лиц. Например, право на наследство квартиры выдается на некоего Иванова. После чего право собственности ему на законных основаниях оформляет ПКРЦ. Затем через риэлторскую фирму квартирой заинтересовывается, как правило, по объявлению, добросовестный покупатель.
Жилплощадь ему показывают, конечно, в отсутствие настоящих хозяев. Нередко потом последние удивляются: то ли кажется им, что кто-то здесь был? А если квартира в запущенном состоянии, без мебели или ждет ремонта, можно вообще не заметить посещения наглых гостей.
Немаловажный момент: такие квартиры обычно предлагают по минимальной цене, что, естественно, способствует благоприятному завершению сделки. Когда человек настроен на однокомнатную квартиру за 45 тысяч в хорошем районе, а ему предлагают за 35-38, последняя гораздо привлекательнее. И он готов быстро приобрести квартиру. Фирма оформляет сделку. Назавтра же все дружно едут в ПКРЦ и подают документы на регистрацию. А мошенники поясняют покупателю, что деньги отдать в депозитарий нужно срочно, иначе квартира от него уходит.
И еще не получив свидетельства о праве собственности, как это положено по закону, человек передает деньги за квартиру. При этом его также заверяют, что право собственности он обретет либо через месяц, либо через 10 дней, либо раньше.
У последующей кульминации два варианта. Первое: продавец отказывается отдавать квартиру. Второе: выясняется, что документы, которые попали в ПКРЦ на оформление права собственности покупателя, либо подложны, либо недействительны. В любом случае денег гражданин лишается автоматически.
- Когда мы стали работать по таким уголовным делам, прежде всего допросили сотрудников Приморского краевого регистрационного центра, - говорит Маргарита Мурзич. - И к нашему удивлению и недоумению, выяснили, что в инструкциях нигде не обозначена строгая правовая проверка документов. Проверка производится лишь визуально, сверяется стандарт самого бланка, его качество, гознаковый способ выполнения и тому подобное. Плюс наличие соответствующих печатей. Ну и чтобы документов было столько, сколько надо. Но в обязанности сотрудников ПКРЦ не входит проверка печатей нотариусов, даже "шапок", в которых порой очень много несоответствий и грубых нарушений. Вот поэтому у мошенников и появляется возможность незаконно распоряжаться имуществом граждан.
Кстати, привлечь к ответственности за мошенничество саму фирму-посредника практически невозможно. Злой умысел риэлтора - самая недоказуемая вещь. Обычная его отговорка: получить быстрее деньги - желание продавца, заплатить быстрее - желание покупателя. Пришел собственник, документы у него в порядке, все согласны.
- Я бы рекомендовала работать с серьезными фирмами, которые уже зарекомендовали себя в этом бизнесе, - говорит Мурзич. - Да, у них могут быть высокие ставки, но есть какая-то гарантия, правовая защита. И быть осторожным со всеми остальными фирмами. Их не назовешь однодневками, три-четыре года существования - вполне приемлемый для них срок. Но за этой ширмой скрывается очень много преступных операций.
Еще нужно быть просто аккуратным и вовремя вступать в наследство. Но, пожалуй, самое главное при оформлении документов через различные риэлторские фирмы - очень внимательно читать договор. И обращаться к помощи грамотных юристов.
Автор: Вера КОНЮХОВА, "Владивосток"