Возвращение в "Пять вечеров"
На малой сцене академического театра имени Горького давненько не было премьер. И потому постановка "Пяти вечеров" Александра Володина вызвала у театральной публики повышенный интерес. Премьера - 1 и 2 марта, а накануне корреспондент "В" задал несколько вопросов режиссеру-постановщику, художественному руководителю театра Ефиму Звеняцкому.
На малой сцене академического театра имени Горького давненько не было премьер. И потому постановка "Пяти вечеров" Александра Володина вызвала у театральной публики повышенный интерес. Премьера - 1 и 2 марта, а накануне корреспондент "В" задал несколько вопросов режиссеру-постановщику, художественному руководителю театра Ефиму Звеняцкому.
- Ефим Семенович, почему Володин? Ностальгия?
- Да, в моей жизни сегодня есть легкая ностальгическая интонация. Но связана она не с тем, что раньше небо было голубее и вода чище. "Пять вечеров" - это и мое время, и очень хорошая пьеса. Никакие атрибуты времени - отсутствие колбасы или патефон вместо музыкального центра - не в состоянии изменить главное: человеческое начало, простые вещи, простые отношения. Все мы нуждаемся в искренних теплых чувствах. Володинская пьеса очень честная, трогательная, в ней простые и понятные слова, настоящие чувства.
Кроме того, ну не нахожу я современных хороших пьес. Нету! И хотя понимаю, что никуда не деться от литературы не самой высокой пробы, кино невысокого класса, все же стараюсь держать в театре высокую планку классики. Идут репетиции "Трех сестер", работа над "Пятью вечерами" заставила меня задуматься: не поставить ли в театре пьесу Вампилова "Старший сын"? Ретро сегодня - самый востребованный материал.
Репетиции длились месяц. У меня появилась пауза в работе над "Тремя сестрами", я отдал большую сцену "Бесприданнику". И подумал, что на малой сцене со Светланой Салахутдиновой и Владимиром Сергияковым успею за месяц сделать постановку. С этими актерами работается легко, с ними я прошел полжизни, мы понимаем друг друга. Им все это близко, они это прожили.
Интересно, что молодые актеры Андрей Соломонов, Яна Мялк, Женя Богинская легко вошли в пьесу, поняли ее...
- Легко было воссоздать на сцене быт 50-х годов?
- Мы пытались восстановить почти музейную географию сцены. Никогда такого я раньше не делал, мне всегда казалось, что условность - она и есть условность, в глубинно-психологическом театре важна метафора, образность. А тут мы сделали иначе. Видеоряд, музыка - все должно подчеркнуть очарование Володина. Давали объявления, искали для постановки настоящую механическую бритву, старинные будильники, комод, патефон, холодильник, плиту, фонарик-"жучок": Примечательно, что многие вещи принесли актеры, бутафоры, монтировщики сцены. Как будто все в театре взяли и задались целью поставить "Пять вечеров".
Давно не ставил на малой сцене, там киношная правда, позволительная в этом формате. Крупный план, улыбка, взгляд...
Я пытаюсь сохранять спектакли на десятилетия. 13 лет шел "Биндюжник и Король", 10 лет идет "Иванов", "Поминальная молитва" - девять. Не отдам этот репертуар. Думаю, сюда впишутся и "Пять вечеров", в этот перечень хорошей драматургии.
Хочу поставить Горького, есть и более масштабные задумки - к грядущему 75-летию театра. Сегодня Александр Славский, Лариса Белоброва потихоньку репетируют "Юнону и Авось". К юбилею театра мы поставим этот спектакль.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"