Нефтяная опера
Даже на бумажно-бюрократической стадии нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" переживает перипетии, достойные телесериала в жанре мыльной оперы. Заявления, протесты и все новые варианты маршрута нефтепровода появляются чуть ли не каждый день, создавая невольное впечатление, что "труба" никому особенно не нужна и заинтересованные стороны удовлетворяет сам процесс.
Даже на бумажно-бюрократической стадии нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" переживает перипетии, достойные телесериала в жанре мыльной оперы. Заявления, протесты и все новые варианты маршрута нефтепровода появляются чуть ли не каждый день, создавая невольное впечатление, что "труба" никому особенно не нужна и заинтересованные стороны удовлетворяет сам процесс. С началом 2006 года масла в огонь дискуссий подлил президент Владимир Путин, после чего спорить стало вроде бы не о чем: президент сказал "Надо", на местах ответили "Есть". Однако февраль выявил новые препятствия на пути существующего пока только в воображении нефтепровода.
Труба играет регионом...
6 января в Якутске Владимир Путин заявил: "Решения приняты, сформулированы... Это наполнение нефтепроводной трубы, которую мы собираемся строить до Тихого океана, а как первый этап - до Сковородино: Мы в апреле закончим, как и обещали, все согласования в правительстве и уже летом начнем практическую работу по реализации". Казалось бы, теперь-то строителям и карты в руки. Государственная компания "Транснефть", объявленная единственным инвестором строительства, взялась за дело. В январе совет директоров компании учредил два новых предприятия - ООО "Центр управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан" (руководителем этой организации стал человек с говорящей фамилией Безверхов) и ООО "Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы", сокращенно "Востокнефтепровод". Если центр управления проектом станет заказчиком-застройщиком объектов первой очереди (то есть участка Тайшет - Сковородино), то вторая структура займется инвестированием.
Предполагалось, что конечным пунктом нефтепровода будет бухта Перевозная в Хасанском районе. Но уже в середине января в очередной раз стало ясно, что размещение терминала в Перевозной под большим вопросом. Мнение о нецелесообразности этого варианта высказал во время ознакомительной поездки в Приморье новый полпред президента в ДВФО Камиль Исхаков. Словно отвечая на заявление полпреда, председатель правления "Транснефти" Семен Вайншток заявил в интервью, опубликованном изданием "Трубопроводный транспорт нефти" 2 февраля: "Относительно сетевого графика могу сказать, что сегодня все госведомства выполняют свою работу хорошо. По информации Минприроды, появились какие-то дополнительные данные об отрицательной экологической ситуации в районе бухты Перевозной. Если это подтвердится, мы не собираемся бороться за честь мундира и готовы пересмотреть район конечной точки нефтепровода. Сейчас специалисты рассматривают альтернативный вариант размещения нефтеналивного терминала в бухте Козьмино (близ Находки). Совместно с Росприроднадзором мы создали рабочую группу: она провела дополнительное натурное обследование предполагаемых мест размещения нефтеналивного терминала на побережье Японского моря".
...а технадзор играет на трубе
Обмен заявлениями, как говорится, к делу не подошьешь. Мало ли кто что сказал, тем более что за последние пять лет свою позицию относительно нефтепровода не выражал только очень ленивый публичный политик. Однако
1 февраля борьба вокруг трубы вновь перешла из устной в документальную стадию. В этот день Константин Пуликовский, бывший полпред президента в ДВФО, назначенный руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, подписал отрицательное заключение на материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная". Мотивом объявлено несоответствие требованиям федерального закона "Об экологической экспертизе". Ростехнадзор сделал выводы о необходимости продления работы 'экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и введении в ее состав дополнительных экспертов'. Возможно, Ростехнадзор не устроило отсутствие полного единомыслия в экспертной комиссии: трое из ее 14 членов все-таки дали положительное заключение на проект комплекса в Перевозной. Это, что показательно, как раз представители Дальнего Востока: замдиректора по науке Дальневосточного НИИ гидротехники и мелиорации - доктор технических наук Виктор Головин, директор Института нефти и газа ДВГТУ - доктор технических наук Александр Гульков и ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии - доктор биологических наук Александр Паничев. Теперь работа комиссии продлена на один месяц (вердикт узнаем в начале марта), а в ее состав дополнительно введено 34 эксперта. 3 голоса из 48 - это, конечно, совсем не то, что 3 из 14...
На вопрос российских и иностранных журналистов о том, как же теперь быть с графиком строительства, из Ростехнадзора поступил ответ: "Утверждение сетевого графика ОАО "АК Транснефть": не входит в компетенцию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Заграница нам мешает?
Заинтересованность руководства "Транснефти" в строительстве нефтепровода не требует пояснений. Добавим, впрочем, что и инвестирует в проект, а значит, и рискует та же "Транснефть". Председатель правления компании Вайншток уверен в том, что при любом раскладе трубопровод будет рентабельным. У проекта есть солидный запас прочности, позволяющий без проблем пережить даже падение цен на нефть до 29 долларов за баррель - при том, что сегодня все прогнозы на обозримое будущее говорят о $40.
Возражения госструктур (еще до Ростехнадзора претензии к проекту Тайшет - Перевозная высказывало Минприроды) привели к тому, что в ходе прошедшего в Москве "Круглого стола" Семен Вайншток заявил о некоем зарубежном лобби, которому выгоден срыв строительства: "Кукловоды не здесь, не у нас в стране. Есть весьма заинтересованные стороны, которые не хотели бы диверсификации транспортных потоков нефти, изменения направленности развития нефтяной отрасли страны. Весь наш экспортный потенциал сориентирован на Европу, которая перекормлена российской нефтью: Мы не сможем разорвать этот порочный круг, если не обеспечим себе независимость от стран-транзитеров нефти. Сегодня Россия имеет возможность открыть Азиатско-Тихоокеанский рынок: Если трубопровода там не будет, то Восточно-Сибирскую провинцию освоить нам не удастся, и в целом развитие восточных регионов государства будет происходить довольно сложно, если будет происходить вообще" (цитируем по официальному сайту "Транснефти").
И палата туда же
Как видим, сторонникам строительства трубопровода приходится иметь дело сразу с несколькими оппонентами, куда можно причислить и негосударственные экологические организации, и Минприроды, и теперь Ростехнадзор (уместно отметить, что эта федеральная служба не подведомственна тому же Минприроды, как Росприроднадзор, а подчиняется напрямую правительству РФ). На днях к спорам подключился и совершенно новый игрок - сформированная накануне Нового года Общественная палата России. Созданная в ее составе комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды уже обозначила свое пристальное внимание к проекту Восточная Сибирь - Тихий океан. Члены палаты Игорь Честин и Анатолий Карпов (соответственно директор Российского отделения Всемирного фонда дикой природы и президент Международной ассоциации фондов мира, больше известный своими шахматными заслугами) считают, что даже при всех мерах предосторожности существует опасность загрязнения Байкала.
Остается открытым главный вопрос - о наличии того самого подковерного фактора. Если названные выше госструктуры действительно стремятся выполнить все требования законодательства и их медлительность вызвана именно заботой об экологии - это одно. Если же некто в принципе выступает против прокладки трубопровода к Тихоокеанскому побережью России, на что прозрачно намекает Вайншток, то это совсем другое.
Так что следите за событиями. Судя по всему, до завершения мыльной оперы под названием "Строительство нефтепровода от Восточной Сибири до Тихого океана" еще очень далеко...
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"