Освободить движение

Детский церебральный паралич - болезнь пока, увы, неизлечимая. Но в мире появляются все новые методы, облегчающие состояние больных, иногда весьма значительно. Один из таких методов 15 лет назад предложил тульский доктор Валерий Ульзибат. С 2001 года бригада тульских врачей приезжает раз в полгода в Приморский край. После таких операций еще вчера лежачие дети могут встать на ноги, учатся ходить, их движения заметно облегчаются.

24 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1907 от 24 февр. 2006

Детский церебральный паралич - болезнь пока, увы, неизлечимая. Но в мире появляются все новые методы, облегчающие состояние больных, иногда весьма значительно. Один из таких методов 15 лет назад предложил тульский доктор Валерий Ульзибат. С 2001 года бригада тульских врачей приезжает раз в полгода в Приморский край. После таких операций еще вчера лежачие дети могут встать на ноги, учатся ходить, их движения заметно облегчаются.

Проверено: действует

За время работы медицинского центра врачи прооперировали 402 ребенка.

Здесь говорят, что такие операции лучше начинать в возрасте трех-пяти лет. Только надо понимать, что метод не лечит ДЦП радикально. Это симптоматическое воздействие. Оно несравнимо облегчает состояние ребенка, но вовсе не заменяет остального лечения.

Инессе Рыбиной десять лет. Сейчас больная ДЦП девочка учится делать первые шаги. Первую операцию ей сделали 24 октября минувшего года. Произвели 19 проколов, через полтора часа, когда отошел наркоз, ребенок был свободен.

- Изменения были видны сразу, - говорит мама девочки Виктория Рыбина. - Ребенок полностью встал на ноги, хотя раньше мог стоять только на носках. Теперь уже Инесса не кривит ноги. Раньше она не могла даже сидеть, теперь все в порядке. Чувствует себя хорошо.

Виктория говорит, что сейчас они записались на следующую операцию, которая будет весной.

"За" или "против"

Как ни странно, метод тульских врачей вызывает немало толков и противоречивых оценок. Некоторые врачи, тоже связанные с лечением детей, больных ДЦП, относятся к операции скептически, иногда прямо-таки агрессивно-критически, мол, приезжают некие "левые" личности, и результат спорный: бывает, что все хорошо, но есть и осложнения. Впрочем, открыто, для прессы, какие-либо заявления предпочитают не делать.

Зато аспирант Владивостокского медицинского университета Денис Жук, который занимается ДЦП в отделении неврологии детской городской клинической больницы Владивостока, настроен более конструктивно:

"Я видел детей, прооперированных по методу Ульзибата. Метод спорный. Дело в том, что детский церебральный паралич в принципе неизлечим, патология формируется внутриутробно, и эта патология в головном мозге. Все, что мы сейчас можем сделать, - лечить симптомы, не трогая основную причину болезни. Во время подобной операции врач перерезает загрубевшее волокно, но патологические импульсы из мозга продолжают поступать. И тем не менее оперативное вмешательство дает свои результаты, ведь если ребенку сложно делать самые простые вещи, страдает его психическое развитие. А когда врач может хоть немного облегчить состояние - это уже хорошо. Я считаю, что метод имеет право на жизнь, хотя и нуждается в корректировке".

Главный внештатный детский невролог крайздрава Лариса Выборова тоже склонна поддержать такой метод: "Я встречаю пациентов, перенесших операцию, и у многих детей состояние явно улучшилось. К сожалению, если степень заболевания слишком тяжелая, фибротомия почти не дает результата. Но для других это приемлемый способ облегчить состояние".

Я позвонила по нескольким телефонам в семьи, где детишкам были сделаны операции фибротомии. Вот лишь несколько мнений.

Девятилетней Ане Павленко сделали две операции пять и четыре года назад. Светлана Павленко, мать Ани:

- После первой же операции дочь смогла встать на ножку полностью.

Матвею Гусеву сейчас 13 лет. Ему сделали четыре операции (первую примерно в девять лет).

- Раньше он мог стоять только на носочках, теперь ходит, хотя и с поддержкой, - говорит мать Матвея Любовь Гусева.

Данилу пять лет, ему сделали три операции. Мама Наталья очень довольна. Говорит, что результат увидела сразу, у ребенка улучшилась походка.

А вот и такой факт. Один из докторов - ярых противников операции - "по секрету" поделился, что у некоторых детей после вмешательства тульских врачей возникают страшные осложнения. И назвал одну фамилию.

Мы позвонили в эту семью.

Оказалось, пятилетней Яне первую операцию сделали в два годика, далее последовало еще четыре. И результаты вовсе не плохие. Мать Яны Екатерина считает, что при ДЦП подобные операции - это выход.

И все же странная получается вещь: мамы больных детей в основном довольны результатами операций, специалисты (те, кто не боится назвать себя!) тоже не отрицают положительного эффекта. Однако официально признать метод, изучить его и предложить больным детишкам - бесплатно, в рамках программы лечения ДЦП, в государственных лечебных учреждениях - почему-то никто не хочет.

Вот и передается молва о хорошем методе лишь из уст в уста, от семьи к семье, где растут больные дети...

Справка "В"

На медицинском языке этот метод называют методом поэтапной фибротомии. Дело в том, что одно из мучительных последствий ДЦП - это "одеревеневшие" участки мышц, которые держат тело в узде, не дают двигаться и развиваться. С помощью тонкого как игла скальпеля, изобретенного доктором Ульзибатом, делается несколько проколов-надсечек в разных участках тела, чтобы слегка подрезать мышечные волокна, потерявшие способность функционировать. Врачи говорят, это нужно делать на ранних стадиях возникновения мышечных контрактур, до возникновения стойких деформаций опорно-двигательного аппарата. Операция длится 10-15 минут. Пока ребенок растет, требуется несколько подобных вмешательств.

Автор: Анастасия ПОПОВА, специально для "В"