Путешествие из Находки во Владивосток

Ехать куда-то последним рейсом автобуса - дело несколько рисковое. По крайней мере, в этом случае вы рискуете более, чем, допустим, отправляясь в поездку из пункта А в пункт Б предпоследним автобусом. Почему - вероятно, объяснять не надо.

21 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1905 от 21 февр. 2006

Ехать куда-то последним рейсом автобуса - дело несколько рисковое. По крайней мере, в этом случае вы рискуете более, чем, допустим, отправляясь в поездку из пункта А в пункт Б предпоследним автобусом. Почему - вероятно, объяснять не надо.

Но перейдем к предмету нашего повествования - самому путешествию. Итак, место действия - трасса Находка - Владивосток, буквально в паре километров - пост КПП г. Фокино. Время действия - зимний морозный день с 9 часов вечера до 2 часов 10 минут ночи.

Но-о-о, милая, поехали!

...Я выехала во Владивосток последним рейсом. Да и зачем торопиться на предпоследний - приеду уже все равно поздно и доберусь до "Школьной" только на "моторе".

Сколько человек было в автобусе изначально - точно сказать трудно, люди выходили в Душкино, Новолитовске, Домашлино. Но когда наш автобус № 506 находился на подступах к Фокино и кто-то из сидевших сзади пассажиров сообщил водителю: "В салоне что-то течет", нас было 15 пассажиров плюс водитель.

Хороший старт - не повод для удачного финала

Тек тосол, да так, что залил весь пол в автобусе, и не только в проходе: он был и под ногами. Но это, как выяснилось, еще не все: вдобавок к этой беде лопнул патрубок. Водитель нашего автобуса, принадлежащего ОАО "Приморавтотранс", Станислав Мыцких предположил, что патрубок пробили ударом ноги или чего другого не в меру разудалые пассажиры.

Водитель попросил не паниковать, хотя, надо признаться, несмотря ни на что, заложники сломанного автобуса особенно и не возмущались.

Вернуться обратно, кстати, уже не представлялось возможным - последний автобус на Находку мы упустили.

Через полтора часа водитель выставил диагноз: на этом автобусе мы уже никуда не поедем...

И в половине одиннадцатого вечера Станислав Александрович попросил у диспетчера "Приморавто-транса", который базируется во Владивостоке, помощи. О том, что машина сломалась в пути, там, разумеется, давно знали: благо, век нынче "мобилизированный". "Мне необходимы автобус для пассажиров, тосол и тягач", - сообщил водитель диспетчеру по телефону.

Почему?

"Будем ждать автобус из Владивостока", - обнадежил он замерзающих пленников дороги. Вот же ситуация: до Фокино рукой подать, до Находки тоже недалеко. Почему за нами не выслали автобус из Находки? Неужели у автотранспортников в договоре о сотрудничестве нет особого пункта о взаимопомощи в случае форс-мажора? Почему о путешественниках, чей автобус заглох в ночи, не побеспокоились службы Фокино, ведь машина встала практически на их территории? Почему г. Фокино не предоставил тягач, почему нас не дотянули им до того самого КПП и не разместили хотя бы там: в тесноте, но в тепле все-таки, да и под защитой?

По словам первого заместителя генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Леонида Супрунова, Находка оказать нам помощь никак не могла. В случае поломки на трассе "Приморавтотранс" смотрит, где находится их ближайшее предприятие, и поднимает там службы. Но на территории Находка - Владивосток ближайшее располагается во Владивостоке. Леонид Яковлевич даже удивился, что наша проблема была решена в столь короткое время. Иногда бывает, что только во Владивостоке водителя спасательного автобуса или тягача приходится ждать и час, и два: человеку надо проснуться, собраться, да и до "Приморавтотранса" его ведь нужно еще довезти.

А вот что касается автовокзалов, то большая их часть, как рассказал Леонид Яковлевич, находится в структуре "Приморавтотранса". Но автовокзалы собственных транспортных средств не имеют, они работают с автобусами согласно утвержденным маршрутам. Договор между автовокзалами и автопредприятиями обязывает объединение автовокзалов в случае, если поступила информация о поломке автобуса на трассе, ставить в известность само предприятие, выполняющее этот маршрут, чтобы оно приняло меры к тому, чтобы вывезти людей. То есть, попросту говоря, ни к чему не обязывает, ведь сообщить в автотранспортное предприятие о поломке может и сам водитель, да кто угодно.

"Как-то раз в метель занесло мою машину так, что она встала поперек дороги - так тотчас же подошел тягач, проблему решили очень быстро, ГАИ к этому подключилась", - рассказывает Станислав Александрович. Правильно, потому что движение перегородили. А наш автобус что? Стоит себе у обочины, никому не мешает. Нам разве что только.

Нас холод всех объединил...

Только начали замерзать, как возле автобуса остановился, вовсю сигналя, джип. К нему быстренько побежали трое пассажиров - двое мужчин и одна женщина. То ли вызвали друзей из Находки, чтобы те довезли, то ли счастливчиками оказались, быстро отреагировав на удачное предложение.

Кстати, как заверил первый заместитель генерального директора ОАО "Приморавтотранс" Леонид Супрунов, транспортное предприятие откажется от оплаты расходов на таксомоторные перевозки пассажиров сломанного автобуса в случае, если оно приняло меры, чтобы на другом автобусе доставить пассажиров до места назначения. А вот стоимость билета, предполагает Леонид Яковлевич, "Приморавтотранс" возместит.

Итак, ряды наши несколько поредели, и осталось в итоге нас, "негритят", девять человек, включая водителя.

Водитель в стремлении хоть как-то обогреть салон, когда удавалось, заводил двигатель и из-за этого постепенно израсходовал весь тосол. Станислав Александрович зажег газовую горелку. Мы сгрудились вокруг нее. Познакомились, разговорились. Стало немного веселей.

Пассажирам - пассажирово, а водилам - водилово

"Автобус!!!" - вдруг закричал кто-то. И тут началось движение...

Однако приехавшие на выручку коллеги Станислава Александровича с прискорбием сообщили, что тягач сломался по дороге. "Давайте хотя бы тосол", - попросил Станислав Мыцких. "Какой такой тосол? Нам тосола не давали. Диспетчер ничего не говорила про тосол", - услышал в ответ водитель.

Загрузившись в присланный за нами - небольшой, видавший виды, тоже достаточно холодный - автобус с расхлябанной, плохо закрывающейся дверью, мы поехали, пока еще вместе с нашим водителем, на ближайшую автозаправку - за тосолом. Но не оказалось его и там.

"У нас бензина - только сюда и обратно, мы не можем колесить по заправкам. Нам вообще сказали, что вы в Фокино, и так больше бензина ушло", - дали от ворот поворот наши спасатели. "А мне что, замерзать?!" - воскликнул и так уже продрогший до костей водитель.

Наверное, только у нас в стране настолько обесценено человеческое здоровье.

"Поехали с нами", - предложили приехавшие. Но, сами понимаете, о таком варианте говорить - полный абсурд, ведь известно, что водитель за имущество, вверенное ему, отвечает. И, не дай Бог, что случится - платить будет он. Да и вообще: Не покидает капитан корабль.

И мы уехали, оставив Станислава Мыцких в автобусе, заглохшем где-то между Домашлино и Фокино, на трассе Находка - Владивосток. И во сколько пришел к нему тягач, осталось загадкой: Леонид Супрунов просветить меня на этот счет отказался, посчитав, что "это вопрос водителя и предприятия".

Автор: Алла РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, специально для "В"