Незаконная компетенция

Прокуратурой Ленинского района Владивостока завершена проверка соответствия действующему законодательству постановлений главы администрации города, в соответствии с которыми во втором полугодии 2005-го и начале 2006 года увеличены цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также изменены нормы их потребления.

17 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1904 от 17 февр. 2006
Прокуратурой Ленинского района Владивостока завершена проверка соответствия действующему законодательству постановлений главы администрации города, в соответствии с которыми во втором полугодии 2005-го и начале 2006 года увеличены цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также изменены нормы их потребления.

Мы попросили рассказать об итогах проверки помощника прокурора Ленинского района Екатерину ЛЫСЕНКО.

- Далеко не все тарифы на жилищно-коммунальные услуги - это вотчина органов местного самоуправления. Какие из них относятся к их компетенции?

- Органы местного самоуправления устанавливают цены на содержание и ремонт жилья для жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников. Независимо же от формы собственности жилых помещений органы местного самоуправления устанавливают тарифы на те виды услуг, в отношении которых российским законодательством не установлен иной порядок утверждения тарифов.

Но дело в том, что такой компетенцией орган местного самоуправления наделяется в соответствии с уставом муниципального образования. Уставом же города Владивостока не определен орган местного самоуправления, в компетенции которого находится принятие решений по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание и ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги. Статья 28 Устава г. Владивостока не относит это к полномочиям главы администрации города.

- Выявлены еще какие-то нарушения действующего законодательства?

- Да, есть и другие нарушения закона. В нарушение п.17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства не была проведена независимая экспертиза тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением главы администрации № 1340.

Кроме того, незаконным является утверждение главой администрации постановления № 1458 по изменению платы за горячее водоснабжение. Такой вывод сделан по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 6 закона Приморского края от 11.06.2002 года "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" пересмотр ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги проводится не чаще одного раза в год. Однако в нарушение этого требования закона глава администрации Владивостока постановлением № 1458 второй раз в 2005 году изменил плату за горячую воду. Ведь новое постановление вступило в силу с 22 ноября 2005 года, а несколько месяцев назад - с 6 января 2005 года вступило в силу постановление № 581, утвердившее дифференцированные тарифы на услуги горячего водоснабжения в жилых помещениях. Правда, в конце года - 27 декабря - глава администрации подписал еще одно постановление - № 1692, признающее утратившим силу предыдущее постановление (№ 1458 от 16.11.2005). Но факт остается фактом: в течение 2005 года во Владивостоке дважды устанавливались различные размеры платы за горячее водоснабжение.

А вот в доме № 77 на ул. Нейбута инициативная группа жильцов смогла-таки навести порядок- Много вопросов у горожан по поводу новых тарифов на содержание и ремонт жилья. Недоумение вызвало установление платы за обслуживание электроплит. Что считает на этот счет прокуратура?

- В ходе проверки установлено, что при расчете тарифа на ремонт жилого помещения (постановление № 1520) применен коэффициент, не предусмотренный Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это касается как раз обслуживания электроплит. При расчете цены на услуги по техническому обслуживанию стационарных электроплит, установленных в муниципальном жилищном фонде Владивостока, ЗАО "Марка аудит", привлеченное к этой работе, применило коэффициент 1,03, утвержденный постановлением главы администрации в 2000 году. Но применение при расчете тарифа различного рода коэффициентов, не определенных Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не может рассматриваться как экономическое обоснование расходов.

- Итак, давайте подведем итог проверки прокуратуры.

- По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Владивостока направлены заявления в федеральный суд Ленинского района о признании бездействия Думы г. Владивостока. Это выражается в том, что уставом города не был определен орган местного самоуправления Владивостока, в компетенции которого находится принятие решений по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги. Прокурор просит суд также признать незаконным принятие постановления главы администрации г. Владивостока № 1458 от 16 ноября 2005 года, изменившего размер платы за горячее водоснабжение.

Кроме того, прокурором внесены протесты на другие постановления главы города Владивостока: № 1340, 1339, 1520, 1692.

Справка "В"

Постановлений главы администрации г. Владивостока было пять:

№ 1340 от 28.10.2005 "Об утверждении ставок оплаты услуг водоснабжения и водоотведения для населения";

№ 1339 от 28.10.2005 года, внесшее изменения в постановление 2002 года о нормативах потребления и ставках оплаты холодного водоснабжения и водоотведения для населения;

№ 1458 от 16.11.2005 года "Об утверждении размеров платы за горячее водоснабжение для населения";

№ 1520 от 21.11.2005 года "Об утверждении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения";

№ 1692 от 27.12.2005 года "Об утверждении дифференцированных размеров платы за отопление и горячее водоснабжение для населения".

Автор: Надежда БРАЖИНА, Марина ИВЛЕВА, отдел фотоинформации, "Владивосток"