Наркоугроза: от школы и далее

В Хабаровске на базе Дальневосточного института повышения квалификации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ прошел семинар для журналистов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) "Территория без наркотиков".

16 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1903 от 16 февр. 2006

В Хабаровске на базе Дальневосточного института повышения квалификации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ прошел семинар для журналистов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) "Территория без наркотиков".

Сообщением, что сегодня Дальний Восток в плане наркомании находится в еще более плачевной ситуации, чем несколько лет назад, мало кого можно удивить. Число одних только состоящих на учете наркоманов здесь превышает российский показатель на 25 процентов. Про уровень наркопреступности и говорить неудобно. Так уж происходит, что, когда люди говорят, к примеру, о СПИДе, становится страшно даже закоренелым циникам. Но когда речь заходит о наркомании,  должного опасения, я уж не говорю о страхе, эта тема не вызывает. Получается, недостаточно напуганы?

Купить наркотики стало труднее?

Те, кто работает с наркоманами и наркопреступниками, уже успели оценить уникальность Дальнего Востока. Правда, для них она заключается вовсе не в природных ценностях и живописных ландшафтах. На сегодняшний день в ДВФО фактически циркулируют все виды наркотиков и психотропных веществ, которые попали сюда как раз благодаря особенностям региона. У нас, как отмечают собравшиеся на семинаре специалисты, для этого есть все условия...

- Обширные собственные угодья для выращивания конопли, которая чаще всего становится стартовой площадкой для многих людей, выбравших жизнь под вечным кайфом. "Травку" не только культивируют и перерабатывают на востоке, ею еще и снабжают запад России.

- Наркомафия - организованные преступные группировки (ОПГ), чаще сформированные на этнической основе, которые поставляют и активно двигают наркотик в массы. Поставщиком наркотиков опийной группы по-прежнему остается Афганистан. Анализ выявленной контрабанды показывает, что перевозят наркотики абсолютно всеми видами транспорта, но, как правило, большую часть - на машинах. При этом нередко наркотики прячут в шинах и бензобаках, маскируют под продукты питания - в банках со сгущенным молоком, в кофе, тушенке, полостях орехов, в перце и бахчевых культурах, а также в двойных стенках багажа, пачках из-под сигарет, коробках от конфет, коврах и детских игрушках.

- Третья особенность ДВФО - протяженная сухопутная граница с Китаем и морская - с Японией, а также близость крупных транзитных маршрутов транспортировки синтетических наркотиков. Особенно характерны контрабандные поставки из Северной Кореи и Китая. К слову, в последних числах ноября 2005 года в Хабаровске наркоконтроль России и Министерство общественной безопасности КНР подписали протокол об организации приграничного сотрудничества. Этому, в первую очередь, посодействовало успешное завершение совместной русско-китайской операции, в результате которой в Приморье и сопредельной провинции Хэйлунцзян была задержана крупная международная группировка, поставлявшая в Россию эфедрин в огромном количестве. Во время задержания у 13 ее членов и лидера наркомафии Го Джан Хай полицейские изъяли: на территории Китая - 935 килограммов эфедрина, экстази, ЛСД и марихуаны, семь пневматических и газовых пистолетов и 450 патронов к ним. А на территории России - 21 килограмм эфедрина, который преступники успели ввезти к моменту проведения операции.  

Сергей СОЛОПЕНКО, заместитель начальника Управления по ДВФО 1-го департамента ФСКН России:

- В 2005 году органы наркоконтроля целенаправленно проводили работу по изъятию крупных партий наркотиков. Общими силами было ликвидировано 5,7 тонны различных видов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: свыше 8 килограммов героина, 323 кило гашиша и гашишного масла, 5 тонн марихуаны. Исходя из цен "черного рынка" на Дальнем Востоке, примерная стоимость этих наркотиков составляет свыше 120 миллионов рублей. Эта работа территориальных органов полиции привела к тому, что в регионе выросли цены на наркотики. Так, в Приморском крае после ликвидации двух ОПГ, занимавшихся распространением эфедрина во Владивостоке, стоимость эфедрина увеличилась в два раза. А после перекрытия основных каналов поставок опия в край только за сентябрь-ноябрь 2005 года цена на опий-сырец возросла в полтора раза. Наркотик стал менее доступным.

Полиция на пару с милицией

Вместе со стоимостью наркоты изменились и способы ее сбыта. Торговцы стали тщательнее "бронировать" дилерские точки, а наркополиция осваивать новые методы борьбы. Стало труднее задержать "барыг" и доказать сбыт, особенно если снаружи по периметру дома торговца стоят скрытые камеры, а внутри не найдено никаких подтверждений торговли. Преподаватели института повышения квалификации наркоконтроля учат оперативников подмечать детали. К примеру, во время одной из контрольных закупок в Хабаровске полицейским продали наркотик, завернутый в лист, вырванный из руководства для пользователей Windows. После, во время обыска в квартире, была найдена именно эта книга с недостающей страницей - улика стала одним из вещественных доказательств в уголовном деле.

Но все же, какие бы ухищрения ни использовали дальневосточные торговцы, они перед напором полиции стали менее защищенными. Об этом говорит и количество расследуемых уголовных дел во всех подразделениях территориальных органов ФСКН РФ по ДВФО. В 2005 году в производстве следователей округа находилось 5964 уголовных дела, хотя еще годом ранее их было всего 3115. Почти 200 из этих дел связано с отмыванием денег от продажи наркотиков. Для примера: сотрудники приморской полиции задержали преступника, когда он пытался перевести через банк в Северную Осетию 400 тысяч рублей, полученных от наркосделки. В другом случае житель поселка Угловое предпринял менее изощренную попытку легализации - купил автомобиль и зарегистрировал свое предприятие.

Николай ГАГАРО, заместитель начальника Главного управления МВД РФ по ДВФО:

- Наркопреступность от какой-либо другой преступности отделить невозможно. Наркоконтроль - относительно молодая служба, около 80 процентов ее сотрудников пришло из МВД. На сегодняшний день в стране вводится порядок единого учета преступлений. Это должно посодействовать работе и милиции, и полиции. Кроме того, в милицейской системе есть особые подразделения, готовые оказывать значительную помощь наркоконтролю. В первую очередь, это УБОП (управление по борьбе с организованной преступностью) и подразделения транспортной милиции.

Милиция на транспорте особенна еще и тем, что в ней несут службу братья наши меньшие - собаки. Иногда только чуткий нос способен обнаружить тайник с наркотиками или взрывчаткой у пассажиров в аэропортах, на вокзалах, причалах.

Растим наркоманов...

А начинается все с наркозависимости. Наркотики по цепной реакции втягивают все новых потребителей, порой тех, которые еще даже школу не окончили, толкая их с юных лет нарушать закон ради порции "дури". Два года подряд Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН РФ проводит мониторинг наркоситуации в молодежной среде. И из года в год число наркоманов все больше пополняется детками из обеспеченных семей.

- Потребление наркотиков, - отмечает преподаватель кафедры оперативного документирования и контроля за легальным оборотом наркотиков Елена ДРОБЫШЕВА, -  приобретает статус субкультуры. Миф об элитарности наркотиков кочует в подростковой среде: наркоманы любят рассказывать о том, как состояние эйфории возвышает их над другими. На самом деле, им просто не хватает уверенности и силы воли. С другой стороны, напирает массовая пропаганда наркотиков: майки с изображением конопли, ароматизаторы воздуха с ее запахом и даже водка, в состав которой входит каннабис...

По статистике института, из троих наркоманов двое "подсели" на наркотики, учась в школе. Казалось бы, может ли что-то быть страшнее? Выясняется, что может. Присутствовавшие на встрече с журналистами проректоры по воспитательной работе ведущих вузов Хабаровска единодушно с прискорбием констатировали, что на сегодняшний день наркомания по-прежнему считается в обществе болезнью. А за болезнь, как известно, отчислить из института или какого-либо другого учебного заведения нельзя, даже если у руководящего состава вуза есть все доказательства того, что его студент - наркоман. Выходит, мы сами учим и растим и хирурга, и летчика - наркоманов...

...и делаем их из "сирот"

Будущие наркоманы и наркодельцы вырастают, в первую очередь, из маленьких токсикоманов. Брошенные, голодные и злые дети забываются только под действием паров клея, алкоголя и табачного дыма. Социальные сироты - так их еще называют.

Присутствовавшая на семинаре Людмила ИВАНОВА, председатель Хабаровского краевого отделения общественного фонда "Российский детский фонд", убеждена, что беспризорность и безнадзорность - главные причины поголовной молодежной наркомании. Несколько лет назад этот фонд начал в Хабаровске социальный проект "Возрождение семьи". Под его реализацию попали самые неблагополучные, падшие семьи. Вот только лечить от пьянства и наркомании взялись не детей, а их родителей. Спустя два года полностью вылечить удалось 18 матерей, в свою очередь, 34 ребенка вернулись в школы. Теперь лечиться пришли уже 70 матерей.

Людмила ИВАНОВА:

- Семья - единственный очаг спасения нашей нации. Борьба с наркоманией должна начинаться с лечения семей! Два года назад наш фонд организовал новогоднюю елку для беспризорников. Мы вытаскивали их из колодцев, с чердаков, из подвалов. Некоторые были полураздеты, от некоторых воняло: но они дети. Они читали стихи, пели песни и водили хороводы. В 2005 году мы снова объездили все злополучные места, собрали беспризорников, выкупили билеты в кино и отправили всех этих детей на фильм "9 рота". И вы знаете, некоторые из ребят выходили из зала со слезами. Социальные сироты - не значит потерянные люди! Их нужно пожалеть, приласкать, просто обратить на них внимание: государственное, общественное, родительское. Иначе они найдут утешение в стакане, сигарете, шприце...

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток"