Принудительное обезвоживание
13 февраля сотрудники Водоканала провели рейд по отключению от водоснабжения злостных неплательщиков и тех, кто до сих пор не заключил договор на обслуживание, но водой пользуется регулярно. Приняли участие в рейде и корреспонденты "В", чтобы узнать, кому, за что и как перекрывают воду.
13 февраля сотрудники Водоканала провели рейд по отключению от водоснабжения злостных неплательщиков и тех, кто до сих пор не заключил договор на обслуживание, но водой пользуется регулярно. Приняли участие в рейде и корреспонденты "В", чтобы узнать, кому, за что и как перекрывают воду.
Вода есть, кранов нет
Первым пунктом нашего маршрута стал небольшой продуктовый магазин "ИП Рагимов" на улице Луговой, 50а. В связи с тем, что в сентябре прошлого года КГУП "Примводоканал" было ликвидировано, а водоснабжением Владивостока стало заниматься ОАО "Водоканал", всем абонентам было предписано перезаключить договоры на обслуживание. Подобное же предписание 15 сентября 2005 года получил и "ИП Рагимов", но за полгода так и не удосужился его выполнить. Пришлось ехать и разбираться на месте. Продавцы при виде грозных сотрудников Водоканала испуганно прошептали: "У нас за все заплачено".
- Заплатили они буквально вчера, - комментирует Дмитрий Герасимов, начальник группы по работе с дебиторами ОАО "Водоканал". - Но их главная проблема - отсутствие договора, что не мешает им пользоваться водой.
Естественно, ни директора, ни кого-либо из администрации в магазине не оказалось. Это, однако, не остановило техников, которые с решительным видом отправились закручивать краны с холодной водой. Но решительность на их лицах держалась недолго: оказалось, что перекрыть воду невозможно по техническим причинам - отсутствуют вентили.
- Ну что ж, в ближайшее время будет подана служебная записка на отключение, - вздохнул Дмитрий Герасимов. - Будем выяснять, откуда к ним поступает вода, и перекрывать. Вообще, для нас это не впервой: по осени отключали по пять-десять юридических лиц в день, сейчас - три-пять.
За подключение - отдельная плата
"ЧП Мамедов" на улице Нахимова, 3 оказался в списке злостных неплательщиков - за ним числился должок в 5 тысяч рублей. И здесь продавцы встретили нежданных посетителей с испугом и удивлением.
- Где начальство? - спросил Иван Масенков, инженер группы по работе с дебиторами.
Девчушки-продавщицы юркнули в складские помещения, откуда через минуту показалась администратор магазина. Она, выяснив, в чем дело, сразу же отвела техников Водоканала в санузел, где они без лишних слов закрутили краны и с холодной, и с горячей водой. Директор магазина, которому уже успели доложить обстановку, клятвенно пообещал приехать немедленно, но ждать его никто не собирался.
- Раньше надо было думать и платить вовремя, - Герасимов был невозмутим. - Сейчас им придется выплатить долг в 5 тысяч рублей, только после этого воду включат. За включение, кстати, придется платить отдельно.
Платить по-новому. Но как?
По словам Тамары Ермолаевой, начальника абонентского отдела ОАО "Водоканал", подобные рейды проводятся регулярно с сентября 2005 года. Причин для отключения воды, как правило, три: неуплата, самовольное пользование и отсутствие договора на обслуживание. Естественно, что все эти аспекты легче отслеживать в отношении юридических лиц - весь Владивосток поделен на секторы, за каждым из которых закреплены техники. Они ежемесячно обходят свою территорию и сообщают о появлении новых абонентов.
А вот что касается нас с вами, лиц физических, то здесь все гораздо сложнее. На сегодняшний день задолженность физических лиц перед Водоканалом составляет порядка 11 миллионов рублей.
- Гражданам плата за потребление воды начисляется по норме, на сегодняшний день она составляет 255 литров в сутки на человека, - рассказывает Ермолаева. - Но не всегда число прописанных в квартире человек соответствует числу живущих, в связи с чем Водоканал регулярно несет весьма ощутимые материальные потери. А сейчас, когда планируется введение товариществ собственников жилья, все станет еще запутаннее: скорее всего, будут устанавливать общий счетчик на дом. Сколько в таком случае будет платить каждый потребитель и как будет производиться расчет, пока неизвестно. Вся эта система находится в разработке.
Надо сказать, что у граждан-неплательщиков перекрывают воду только в крайних случаях, обычно к ним применяют менее радикальные меры - выписывают предписания (хотя иногда дело доходит и до судебных исков).
От редакции
Показательными мероприятиями Владивосток не удивишь. На нашей памяти "маппет-шоу" с изъятием кухонной утвари и телевизоров у граждан, которые задолжали за электрическую энергию. Теперь настала очередь потребителей воды. Хотелось бы обратить внимание, что большинство адресов - это предприниматели, которые не уследили за бесконечной чередой преобразований в структурах, управляющих водяными потоками. Одно дело - злостные неплательщики или те, кто ворует воду. Другое - не успевающие перезаключать договоры с постоянно оптимизирующимися водоканальщиками. Как говорится, разница видна невооруженным глазом.
Хотелось бы также предостеречь всех нас и от умиленного восприятия попытки "отвлечь такими публичными действиями от вещей куда более серьезных". Главные потери водоносов - не в задолженности населения и юридических лиц. Более четверти объема воды попросту увлажняет землю на всех этапах - от плотины до квартирного крана. Поэтому, наверное, и расчетное потребление на человека сейчас в Водоканале 255 литров на человека в день - более тонны на семью из четырех человек. Чисто теоретически у каждого из нас жилье должно превратиться в сплошной бассейн с ежедневно меняющейся водой. Сотни многоэтажных бассейнов со свежей водицей - так выглядит картина с этой нормой потребления. И необоснованно высокие тарифы на водоснабжение, введенные во Владивостоке с нынешнего года, - это тоже наша общая плата за популистские действия работников Водоканала, которые на деле с серьезными проблемами бороться не спешат. Примеры?
Неоднократно наша газета сообщала о серьезных проблемах с канализацией и утечками воды в районе 3-й Рабочей. С октября систематически жильцы и собственники зданий бомбардируют диспетчерскую Водоканала, сообщая не только о фактах проникновения фекальных стоков и чистой холодной воды. Дважды службы Водоканала в вялотекущем режиме пытались устранить подземные реки, вытекающие не только на поверхность, но и в подвальные помещения зданий в этом районе. Вот уже вторую неделю очередные сигналы в диспетчерскую этого предприятия остаются безответными. Выходит, платим за это все мы, и не один раз, а трижды. Первый раз - по тарифам, второй раз - за высокие нормы потребления воды, уходящей "в песок", и третий раз - вкладывая деньги в ремонт систем, дорог и зданий, подвергшихся незапланированной водяной атаке.
Считаем это еще одним публичным обращением к руководству Водоканала: пора навести порядок не только в сборах платежей за потребленную воду, но и в предотвращении незапланированного ущерба горожан - как юридических, так и физических лиц - от несанкционированных водяных атак.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, специально для "В", Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"