По ком звонит колокол
...Мы, сотрудники редакции "В", всегда подчеркиваем, что по определению делаем провинциальную газету. Главное для нас то, что происходит здесь, в Приморье, чем живут наши земляки, что обсуждают на кухнях и перекурах, чего хотят добиться, а чем выражают недовольство. Ведь, в конце концов, в повседневной жизни в центре нашего внимания всегда оказываются не мировые, глобальные проблемы, а обыденные бытовые неурядицы, семейные ситуации, отношения с коллегами и начальством, здоровье родных и близких.
...Мы, сотрудники редакции "В", всегда подчеркиваем, что по определению делаем провинциальную газету. Главное для нас то, что происходит здесь, в Приморье, чем живут наши земляки, что обсуждают на кухнях и перекурах, чего хотят добиться, а чем выражают недовольство. Ведь, в конце концов, в повседневной жизни в центре нашего внимания всегда оказываются не мировые, глобальные проблемы, а обыденные бытовые неурядицы, семейные ситуации, отношения с коллегами и начальством, здоровье родных и близких. Это вполне естественно - экзистенциальные ценности для каждого из нас намного важнее планетарных вопросов типа потепления климата, контактов с инопланетянами и так далее...
И все-таки оказывается, что укрыться в эфемерной скорлупе собственного мирка чрезвычайно трудно, а порой и вообще невозможно. С газетных полос, телевизионных экранов, радиоэфира и Интернет-сайтов большой, грозный и, к сожалению, крайне нестабильный и непредсказуемый мир с угрожающей регулярностью вламывается в нашу хрупкую сиюминутность.
...Где, казалось бы, та самая Дания, а где Индонезия и Пакистан? Какое дело нам, не знающим родного языка Гамлета, до "ихних" газет? Оказывается - есть дело. Потому что мир раскалывается надвое, причем не только на телеэкранах, а тут, у нас, здесь и сейчас. И обозначить, что моя хата находится исключительно с краю, или по страусиной методике спрятать голову в песок не удастся никому - даже тому, кто по телевизору смотрит только кино, а в газетах читает анекдоты.
Оставим дипломатам, политологам, представителям спецслужб и прочим экспертам выяснять: почему безобидные, на первый взгляд, карикатуры, опубликованные в датской "Юлландс-постен" еще 30 сентября прошлого года, сдетонировали только сейчас? Ведь вряд ли можно вести речь о "медленном зажигании" исламского мира. А значит, в полный рост встает вопрос, сформулированный с известной ленинской простотой: кому это выгодно?
Но - повторюсь - пусть это выясняют специалисты, те, кому положено по долгу службы. Тем более что у нас здесь, на местном, провинциальном уровне, вполне хватает своих "заморочек".
...Пару недель назад, в канун первого визита нового полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиля Шамильевича Исхакова во Владивосток местные власти широко оповестили о планирующемся строительстве в краевом центре мусульманской мечети. Определено уже и место для будущего культового сооружения - в районе трамвайного кольца на 3-й Рабочей, возле жилого "крейсера" № 114 по проспекту "Красного знамени" (к слову сказать, в аккурат рядом с нашей редакцией).
Решение разумное и, прямо скажем, долгожданное - местные адепты этой религии не раз прежде обращались к городским властям с просьбой о землеотводе, но по тем или иным причинам каждый раз что-то срывалось. Теперь же, чудесным образом совпав с визитом Исхакова, вопрос наконец-то разрешился. Ну и слава Богу. Или Аллаху. Представители всех конфессий имеют абсолютно равные права на реализацию своих религиозных потребностей. Строятся православные соборы и армяно-григорианская церковь, восстанавливаются католический костел и лютеранская кирха, полтора года назад во время визита в Приморье главного раввина России Берла Лазара губернатор Сергей Дарькин лично пообещал ему помочь с восстановлением синагоги.
Но... Опять эти вечные "но"! В районе, прилегающем к будущей мечети, уже началось глухое (пока глухое) брожение: "Будем протестовать!", "Выйдем против экскаваторов!", "Пусть строят где-нибудь в другом месте!..".
А почему, собственно говоря, в другом? Ведь в таком случае мы быстренько дойдем до лозунгов типа "Татар в Татарстан!", "Хохлов на Украину!" и так далее.
Полтора века назад Приморье осваивали выходцы из всех уголков необъятной - особенно в те времена - Российской империи. Я уже не говорю о русских, украинцах, белорусах и татарах - эстонские и финские (чухонские, как тогда говорили) поселения росли как грибы на берегах залива Петра Великого. Вряд ли в России можно было бы найти территорию, где в большей степени проявлялись бы взаимное уважение, веротерпимость, как сейчас модно говорить - толерантность.
Что же происходит сегодня, когда "пусть строят мечеть где угодно, но только не у нас", когда стены наших домов прожигают свастики, когда убийство скинхедами (или родственными душами) северокорейского рабочего не становится набатом, будоражащим все общество?
Летом в районе Набережной массово гуляют китайские туристы, и вслед им запросто можно услышать шипение: "Наехали тут, косорылые:". Между тем именно эти, с позволения сказать, "косорылые" вкладывают в нашу, местную экономику немалые туристические деньги. И хочется, чтобы вкладывали еще больше.
...Ксенофобия на бытовом уровне проявляется, как правило, незаметно. У этой штуковины неторопливый, ползучий, но чрезвычайно въедливый характер. Детская, казалось бы, болезнь - как корь или свинка. Но куда опаснее ее проявление у взрослых.
А потому надеяться, что Дания, карикатуры, бунты протеста в мусульманских странах - все это происходит будто бы на другой планете, - наивная иллюзия.
И давайте не забывать о том, что еще в XVII веке английский монах и поэт Джон Дон, которого так удачно процитировал Хемингуэй, написал: "Не спрашивай, по ком звонит колокол...".
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"