Последний путь "Антилопы"

Автор этих строк уже устал писать о перипетиях вокруг правого руля, но не может молчать, ибо жизнь подбрасывает все новые поводы. Приморские автомобилисты, которых регулярно "прессуют" то таможенными пошлинами, то угрозами запретить правый руль как класс, в любом заявлении федерального чиновника видят скрытую угрозу. Более того, таковая обнаружилась даже в сериале "Золотой теленок" режиссера Ульяны Шилкиной, показанном по центральному телеканалу.

10 февр. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1900 от 10 февр. 2006

Автор этих строк уже устал писать о перипетиях вокруг правого руля, но не может молчать, ибо жизнь подбрасывает все новые поводы. Приморские автомобилисты, которых регулярно "прессуют" то таможенными пошлинами, то угрозами запретить правый руль как класс, в любом заявлении федерального чиновника видят скрытую угрозу. Более того, таковая обнаружилась даже в сериале "Золотой теленок" режиссера Ульяны Шилкиной, показанном по центральному телеканалу. Разумеется, Ильф и Петров были бы нашими соображениями очень удивлены. Но тем и отличается великое произведение от рядового, что в нем можно бесконечно открывать новое...

Говорят, в советское время было принято в любой книге или картине искать скрытое (подчас даже от самого автора) вредительство и зловещие символы. Сериал Шилкиной как нельзя лучше подходит для такого ненаучного анализа. Дело в том, что в новой экранизации знаменитый автомобиль Бендера и компании "Антилопа-Гну" почему-то оборудован правым рулем.

Историко-литературных оснований для этого нет никаких. Из канонического текста известно лишь, что автомобиль даже в начале 1930-х считался допотопной рухлядью и потому был куплен Адамом Козлевичем за 190 рублей вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Слово Ильфу и Петрову: "Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденья, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет (позже Бендер сотоварищи, со скандалом поучаствовав в автопробеге, перекрасили транспортное средство в яично-желтый. - В. А.). Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это "лорен-дитрих".

Детальное изучение текста "Золотого теленка" позволяет нам также констатировать, что автомобиль Козлевича имел трехступенчатую коробку передач, рессорную подвеску и архаичный цепной привод ведущих колес (в экранизации Шилкиной его заменили более современным карданным, что и неудивительно - киношное авто изготовлено на базе "УАЗа").

- Ваш "лорен-дитрих" отличается замечательной скоростью и благородной красотой линий. Посему предлагаю присвоить машине название "Антилопа-Гну", - заключил после знакомства с автомобилем Остап Бендер.

О правом руле в романе не сказано ни слова. Теоретически Козлевич мог, конечно, купить английский автомобиль. Но завод "Лорен-Дитрих" был основан в французском Лионе, где, как и в России, принято правостороннее движение, а значит, автомобили оснащаются левым рулем. Правда, принадлежность "Антилопы" к названной марке остается под большим вопросом: как известно, Адам Козлевич просто прикрепил к решетке радиатора соответствующую эмблему в виде креста, но подтвердить "родословную" автомобиля документально не мог.

Как бы то ни было, в показанных по телевидению сериях четко видно, что Козлевич сидит справа, а Остап-Меньшиков - на пассажирском сиденье слева (см. фото на 1-й стр.). Недосмотр это или умысел, неизвестно. Но очень может быть, что таким образом некие влиятельные лица попытались донести до сторонников подержанного японского (читай - праворульного) автопрома соответствующий "мессидж", намекнуть им на возможное будущее. Ведь судьба "Антилопы-Гну" весьма печальна. "На дороге валялась безобразная груда обломков: поршни, подушки, рессоры. Медные кишочки блестели под луной. Развалившийся кузов съехал в канаву и лежал рядом с очнувшимся Балагановым. Цепь сползала в колею, как гадюка. В наступившей тишине послышался тонкий звон, и откуда-то с пригорка прикатилось колесо, видимо, далеко закинутое ударом" ("Золотой теленок").

Не меньше сочувствия вызывает и судьба владельца автомобиля - Адама Козлевича, который обречен на вечный ремонт "Антилопы". Вот что сказал ему Бендер при последней встрече:

"- Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни "изотты-фраскини", ни "линкольна", ни "бьюика", ни даже "форда". Я не могу купить новой машины. Государство не считает меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было бы приобрести по объявлению в газете, - это такую же рухлядь, как наша "Антилопа".

- Почему же, - возразил Козлевич, - мой "лорендитрих" - добрая машина. Вот если бы еще подержанный маслопроводный шланг, не нужно мне тогда никаких "бьюиков".

- Шланг я вам привез, - сказал Остап, - вот он. И это единственное, дорогой Адам, чем я могу помочь вам по части механизации транспорта".

P. S. По неизвестным причинам правый руль не раз фигурировал в произведениях отечественного искусства даже тогда, когда соответствующих машин в нашей стране не было в принципе. Достаточно вспомнить мультфильм "Каникулы в Простоквашино" с праворульным горбатым "Запорожцем" и картину "Мимино" Георгия Данелии, в одной из сцен которой герой Фрунзика Мкртчяна управляет праворульным грузовиком.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток", фото с сайта kinokadr.ru