"Шапка" уходит на дембель
В ближайшее время на большом противолодочном корабле "Маршал Шапошников" торжественно поднимут военно-морской флаг. Круглая дата в 20 лет считается рубежом, ведь крайний срок эксплуатации грозы вражеских субмарин - четверть века. Поэтому подводят итоги тихоокеанцы, у одного из лучших кораблей флота должно открыться "второе дыхание". "Первую" жизнь корабль прошел с честью.
В ближайшее время на большом противолодочном корабле "Маршал Шапошников" торжественно поднимут военно-морской флаг. Круглая дата в 20 лет считается рубежом, ведь крайний срок эксплуатации грозы вражеских субмарин - четверть века. Поэтому подводят итоги тихоокеанцы, у одного из лучших кораблей флота должно открыться "второе дыхание". "Первую" жизнь корабль прошел с честью.
Стар да удал
"Но мы будем тянуть до последнего", - произносит будто заклинание заместитель командира бригады по воспитательной работе капитан 2-го ранга Александр Чищенко. Оно и понятно. Другого такого корабля в приморском объединении разнородных сил не найти, хоть и похож внешне "Маршал Шапошников" на близнецов-адмиралов - таких же старожилов "Трибуца", "Пантелеева" и "Виноградова". А когда в строю противолодочников появится современное пополнение, только богу и министру обороны известно.
Судьба больших противолодочных кораблей типа "Удалой", на которых в 70-80-е годы советские военачальники сделали ставку на море, сложилась по-разному. Некоторые из них не дотянули и до десятилетия. Культовый "Шапошников", прошедший огонь, воду и Персидский залив, малым никогда не довольствовался, да и люди здесь всегда дружили со смекалкой. В 2000 году впервые в истории военно-морского флота экипаж, позаимствовав у "Дальзавода" подъемный кран, собственными силами произвел замену главного двигателя через дым-трубы прямо у родного пирса. Понятно, что на рискованную операцию моряки пошли не от хорошей жизни, однако, как видим, даже в безденежье руки не опустили. Кроме того, в летописи Тихоокеанского флота экипаж корабля навсегда останется первым среди моряков-дальневосточников, кто выполнил стрельбы ракетно-зенитным комплексом.
Заветам Нельсона верны
В прошлом году, во время военных учений "Мирная миссия-2005", мне посчастливилось месяц находиться на борту БПК "Маршал Шапошников", "Шапки", как его ласково называют моряки. Славу одного из самых передовых на флоте корабль снискал еще во времена Андрея Нелидина. Бывший командир корабля, которого за глаза называют Нельсоном, сегодня возглавляет целую бригаду, но традиции, заложенные им, остаются до сих пор. Например, во время каждого возвращения "Шапки" в родной порт (да и отхода тоже) непременно звучит песня "Я убью тебя, лодочник!".
Впрочем, главная традиция - бережное отношение к экипажу. "Дедовщина на корабле недопустима, - рассказывает заместитель командира корабля Сергей Лопатников. - При этом новобранцы должны понимать, что здесь им придется рукава закатать и, извиняюсь за выражение, в дерьме возиться. Слабые не выживают".
Многие младшие офицеры выросли из зеленых матросов-срочников. Как, например, уроженец удмуртского города Сарапул Сергей Коротков. Мичман служит на корабле уже девятый год. За это время успел последовательно стать контрактником, мужем, отцом и обладателем однокомнатной квартиры.
Путин оторвал корабль от причальной стенки
В 2002 году на борт "Маршала Шапошникова" поднялся президент России Владимир Путин. Событие это можно назвать неординарным, поскольку не каждому кораблю на роду написано принимать верховного главнокомандующего. Говорили о будущем армии и флота, обменялись подарками, сфотографировались на долгую память. Сразу же после визита ВВП БПК словно фортуну за хвост поймал. Началась интенсивная жизнь. Та, без которой моряки себя не мыслят, - боевая служба в Мировом океане. Десять предыдущих лет стояния у причальной стенки "здоровья" кораблю не прибавили.
Итак, за четыре последних года "Маршал Шапошников" посетил с визитами Республику Корея, Японию, участвовал в совместных военных учениях Indra-2003 (совместно с флотилией ВМС Индии) и "Мирная миссия-2005" (с Северным флотом ВМС Китая). Сейчас корабль-юбиляр готовится к походу в Тихий океан, на архипелаг Гуам. Среди тех, кто готовит родной БПК в дальний путь, - служащий на корабле с того самого 1986 года старший мичман Виталий Гурченко и ровесники "Маршала Шапошникова", 20-летние срочники-дембеля. Корабельный девиз "Должен - значит могу" для них не пустой звук.
Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток", Владислав ДУБИНА (фото), специально для "В"