Три часа на трезвость
Официально с 31 декабря 2005 года во Владивостоке возобновили работу два медицинских вытрезвителя - в Первомайском и Фрунзенском районах. Однако протрезветь в этих спецучреждениях оказалось не так-то просто...
Официально с 31 декабря 2005 года во Владивостоке возобновили работу два медицинских вытрезвителя - в Первомайском и Фрунзенском районах. Однако протрезветь в этих спецучреждениях оказалось не так-то просто...
На самом деле в приморской столице несколько вытрезвителей, и все они (Первореченский, Советский, Фрунзенский, Первомайский) практически одновременно были закрыты в 2004 году. По одной из версий, ни у одного из заведений не оказалось лицензии на право оказания медицинских услуг, а условия содержания в них не устраивали санэпидстанцию, по другой - замки на двери повесили из-за отсутствия финансирования. Есть и третья версия: появилась конкретная установка - сделать медвытрезвители если не прибыльными учреждениями, то хотя бы окупаемыми.
- Медвытрезвители Владивостока были закрыты все это время потому, что их просто прекратили финансировать, - рассказал корреспонденту "В" начальник административного отдела администрации Владивостока Игорь Козюра. - Долго не мог решиться вопрос, кто должен это делать - краевая администрация или городская. В середине прошлого года суд подтвердил, что финансирование вытрезвителей - обязанность муниципалитета, а он, в свою очередь, должен сам решить, нужны вытрезвители городу или нет. Глава Владивостока решил, что нужны, и распорядился восстановить работу двух таких учреждений - во Фрунзенском и Первомайском районах. В бюджете уже заложено 6 миллионов рублей на их содержание в 2006 году.
Лучший вытрезвитель края
Медицинский вытрезвитель Первомайского района находится в доме № 6 на улице Краева. Непосвященному этот приют для пьяных разыскать непросто. И только по подсказкам случайных прохожих понимаешь, что старое, обшарпанное и потрескавшееся здание, напоминающее скорее барак, нежели милицейское учреждение, и есть медвытрезвитель.
А когда-то этот вытрезвитель был лучшим в крае: чистые коридоры, образцовые палаты, внимательные и отзывчивые фельдшеры, даже спортивный зал для сотрудников. Потом его закрыли - вместе с остальными. Работники (до закрытия их было 26 человек) увольняться не торопились, верили, что такой район не может остаться без вытрезвителя.
Новость о том, что теперь снова начнут доставлять клиентов, стала своеобразным стимулом: здание изнутри начали экстренно "облагораживать": милиционеры подремонтировали лавки, койки, постелили линолеум в коридорах, женщины-медики отмыли стены и полы, принесли медицинские препараты: В общем, подготовили все необходимое - ведь больных к ним привозили самых разных, и с сахарным диабетом, и с болезнями сердца, таким алкоголь вообще противопоказан. Бывало, приходилось откачивать пациентов, у которых после спиртного сердце останавливалось.
Аккурат после Нового года появились и первые клиенты.
- Люди ведь по своей натуре разные, - говорит фельдшер Татьяна Брейкина. - Кому для отрезвления всего пару часов сна нужно, а кто и целые сутки может буянить под действием алкоголя. Зато когда протрезвеют, чаю горячего просят - откажешь, что ли? Может, у человека горе какое, вот и выпил, а домой или не пускают, или возвращаться не хочет - вот и замерзает на улице. А вы думаете, в вытрезвитель бомжиков одних привозят?
Однако, несмотря на то, что у медучреждения были в порядке все обязательные документы (в том числе и разрешение Роспотребнадзора), и даже профессионально обученный персонал, сразу возникла масса проблем. Для начала по требованию прокуратуры пришлось начать процедуру оформления лицензии на осуществление медицинских услуг.
Следом возник другой вопрос: по закону, служебное помещение милиции предоставляется бесплатно, однако Первомайскому медвытрезвителю насчитали немаленькую арендную плату за занимаемое здание.
По словам самих сотрудников, ежедневно милиционеры доставляют к ним по нескольку человек не только из Первомайского, но и из других районов города. На каждого оформляют протокол, проводят медицинское освидетельствование. Однако за пределы дежурной части (по сути дела приемной) вытрезвителя действие не выходит: Посидит пьяный на лавочке - и шагает куда глаза глядят. Протрезвел, не протрезвел - кому какая разница. Больше чем на три часа, по новому Уголовно-процессуальному кодексу, гражданина задерживать нельзя, но даже эти три законных часа нельзя покемарить на казенных койках - по причине отсутствия все той же злополучной лицензии!
Выжили только двое...
Но если Первомайский вытрезвитель хоть с потерями, но все же открылся (численность персонала урезали до 18 человек), то дальше дело идет с еще большим скрипом.
Игорь Козюра:
- Во Фрунзенском вытрезвителе пока решаются организационные вопросы. Например, вопрос расценок на пребывание в нем: раньше клиент вытрезвителя платил 100 рублей, теперь эта сумма не позволит покрыть все расходы - утверждаем новую. А вообще, какой смысл ремонтировать и открывать вытрезвители, если Уголовно-процессуальный кодекс не позволяет задерживать более чем на три часа? Да и разве пьяного человека задерживают? Ему оказывают услуги медицинского характера. На мой взгляд, неплохо было бы передать вытрезвители в ведомство системы здравоохранения.
И если есть надежда на то, что Фрунзенский вытрезвитель рано или поздно откроется, то вот в Советском и Первореченском районах данные учреждения, скорее всего, будут ликвидированы. Как поступать с пьяными на улицах и куда их везти (не к себе же домой!), милиционеры этих районов, как оказалось, решают на месте.
Вот что говорит замначальника Советского РУВД Владивостока майор милиции Александр Боровиков:
- Почти все сотрудники Советского вытрезвителя переведены на другие должности в РУВД. Но они по году, по два не получали зарплату. Сейчас пьяных, мимо которых ну просто нельзя пройти, мы забираем с холодных улиц в дежурную часть. Отогреются они там три часа - отпускаем. А следующей ночью они опять у нас. Так и работаем. А ведь еще год назад Советский вытрезвитель был готов к открытию: мы сами кровати сколотили, стены побелили, проводку провели. Оставалось только долги заплатить работникам. И еще долг за отопление. Я, как милиционер с 12-летним стажем, считаю, что без медвытрезвителя или подобного социального учреждения в каждом районе просто нельзя.
От авторов. В общем, ситуация с медвытрезвителем является традиционной для современной России. Сначала деятельность "трезвяков" приостановили, их работники остались в подвешенном состоянии, а пациенты - на улице. Затем, когда вытрезвителям дали "вторую жизнь", очередной препоной для их работы стал российский же закон...
Справка "В"
Первый в России вытрезвитель открылся в 1904 году в Туле. Назывался он "благотворительный приют для опьяневших". Попавших туда отпаивали рассолом, а если они были бедны и оборваны, давали им новую одежду. После революции эти заведения прикрыли и вспомнили о них почти через 30 лет - в самый разгар Великой Отечественной войны. В 1943 году первый в СССР медвытрезвитель открылся в Москве, у Павелецкого вокзала.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, Вера КОНЮХОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"