Эпоха дорожных перемен
На автомобильных дорогах наступают новые «правила игры»
«Автобусная тема»
Первое, что может почувствовать на себе каждый, независимо от того, имеется у него автомобиль или нет, - закон «О пассажирских перевозках», который уже в этом году должен быть принят Государственной думой. По крайней мере, проект этого закона прошел уже все стадии утверждения. Начальник управления ГИБДД Приморья полковник милиции Юрий Оборин так прокомментировал корреспонденту «В» появление закона:
- Раньше, в советские годы, самым элитным водителем был водитель автобуса. И все это происходило благодаря правильно выстроенной системе подготовки. Если обычный водитель автомобиля проходил подготовку в течение трех месяцев, то водителя автобуса готовили до 9 месяцев. Но даже после этого он еще какое-то время работал учеником водителя автобуса… Ну и, конечно, не стоит забывать про систему предрейсовых осмотров - все автобусы выходили из одного парка под контролем медиков и техников. В принципе, за последние годы мы смогли преодолеть во Владивостоке ту печальную тенденцию, когда каждый автобус выезжал на рейс оттуда, откуда ему заблагорассудится, без осмотра водителя и его транспортного средства. Сейчас уже большинство автобусов выходит на маршруты централизованно, под контролем ГАИ, но в ходе рейдов нам порой приходится выявлять тех, кто ухитряется оставлять автобусы прямо во дворе частных домов. Получается, у водителя тут сразу и дом, и парковка… Так вот с выходом в свет двух документов - «Кодекса автомобилистов» и закона «О пассажирских перевозках» будет четко установлено на уровне федерального законодательства, что перевозкой пассажиров занимаются исключительно специализированные предприятия. И обязательно указывается перечень требований к этим предприятиям, без выполнения которых ни одна автобусная фирма не может работать. С появлением нового закона исчезнет противоречие, когда есть инструкция министерства транспорта, в которой четко прописаны все мероприятия (предрейсовый осмотр, медицинский контроль и т.д.), но многие руководители фирм говорят: мол, документ этот - внутриведомственный! Когда появится закон, он будет обязательным для всех. С появлением закона ситуация на рынке изменится, потому что автоперевозчикам устанавливают четкие правила: «Хочешь работать на этом рынке - имей инженерный состав, инспектора по безопасности. Если финансов не хватает - уходи с рынка!». Сегодня водитель пока игнорирует все остальные стороны своей работы, кроме извлечения выгоды, но скоро это изменится.
«Накопительная» ответственность
Еще несколько новинок ждет автолюбителей к концу 2006 года. Как сообщает официальное издание департамента организации безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России «Стоп-газета», на рассмотрение в Государственную думу уже поступило несколько законопроектов, предусматривающих отдельные изменения в КоАПе РФ - Кодексе об административных правонарушениях, в том числе в главе 12, устанавливающей ответственность за нарушения в области дорожного движения. Повлиять на ситуацию с аварийностью на дорогах призваны следующие законодательные новинки - установление ответственности владельца транспортного средства за нарушение, совершенное на его автомобиле, зафиксированное с применением техники видеофиксации, а также - за систематическое нарушение правил дорожного движения. Систематическое нарушение - это уже серьезно, это та «накопительная» штрафная система, которую ГАИ-ГИБДД применять пытается давно, но пока не очень успешно. Это должно быть совмещено еще с одним немаловажным вопросом - техническим. Как отмечает в этом же номере «Стоп-газеты» глава ДОБДД России Виктор Кирьянов, нынешний КоАП никоим образом не стимулирует повсеместное внедрение так называемых современных средств автоматической фиксации нарушений, хотя имеется положительный зарубежный опыт применения записывающей техники. Сам Кирьянов отмечает, что внедрение этих средств реально позволяет снизить количество нарушений, и главное - повысить объективность в выявлении водительских проступков и уменьшить количество конфликтов. А также сократить число сотрудников ГИБДД непосредственно на дороге, и как следствие - коррупцию в их среде. В общем, чем быстрее установят видеокамеры на дорогах - тем меньше для водителей будет неожиданностей в лице внезапно выскочивших из кустов «продавцов полосатых палочек».
Приморье «разгонят» до 110?
Как сообщил корреспонденту «В» Юрий Оборин, начиная с этого года все субъекты федерации, включая Приморье, уполномочены изменять скоростной режим на отдельных участках дорог в сторону увеличения. Отныне администрация Приморского края имеет возможность увеличить на отдельных участках максимально разрешенную скорость до 110 километров в час (сейчас 90). Правда, это потребует ввода в эксплуатацию новых систем безопасности. В частности, на этих же участках потребуется установить разделительную полосу, состоящую из зеленых насаждений или бетонных блоков, дабы отделить потоки транспорта друг от друга и исключить возможность встречного удара. Пока неизвестно, будет администрация «ускорять» дороги или нет…
Детское крепление от Леонида Рошаля
Как ни странно, одним из тех, кто повлиял на то, что в правила дорожного движения были внесены поправки, касающиеся так называемых специальных удерживающих устройств для детей, стал известный на всю Россию врач, руководитель отделения неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ педиатрии РАМН Леонид Рошаль. Еще в апреле прошлого года на общероссийской общественной конференции, проходившей в Москве, Рошаль озвучил цифры, которые в итоге и повлияли на изменения, внесенные впоследствии в ПДД: в России смертельный детский дорожный травматизм превышает среднеевропейские показатели в 3-4 раза. Сам ученый считает, что это связано даже не с качеством дорог или медицины (к которым тоже имеются определенные претензии), а с так называемыми пассивными системами дорожной безопасности. «Сегодня в стране нет ни одной детской фиксирующей системы, которая бы отвечала всем нормам безопасности», - отметил Леонид Рошаль. Он также добавил, что с оказанием первой медицинской помощи (в том числе и детям) в стране далеко не все в порядке: до 50 проц. детей погибают прямо на месте происшествия, еще порядка 25 - в первые сутки нахождения в больнице. Причина одна - на месте была плохо оказана первая помощь. Впрочем, по мнению Рошаля, вины гаишников, которые прибывают на место происшествия первыми, здесь нет никакой. Так же, как и вины водителей - как их научили в автошколе, мимоходом, так они и пытаются кого-то спасать. В итоге замечания Рошаля были учтены - в ПДД внесены поправки, согласно которым детей обязательно нужно пристегивать (если речь идет даже о заднем сиденье). А на переднем месте обязательно крепится специальное удерживающее устройство. Кстати, замечание Рошаля по поводу неоказания первой помощи, как ни странно, тоже учтено, правда, пока только как проект. На примере службы МЧС Московской области в других регионах изучается возможность применения легкой авиации для своевременного прибытия к месту ДТП и для последующей доставки раненых в больницу. Скорее всего правительство решит этот вопрос в течение 2-3 лет. Хотя… Жители Владивостока должны помнить, что 15-20 лет назад в ГАИ края уже был в распоряжении вертолетный взвод. Сейчас, правда, из-за нехватки средств вертолет не летает.
Иностранные проекты русской госавтоинспекции
Сегодня ДОБДД МВД России изучает сразу несколько систем подготовки водительского состава, внедрения новых технологий и системы поощрения за хорошую езду и наказания - за плохую.
«Французская система» воспитания (с применением видеонаблюдения и записи нарушения) на сегодняшний день, пожалуй, одна из самых эффективных. Сигнал с камеры о нарушении попадает сразу в национальный центр обработки, где группа экспертов тут же рассматривает нарушение, а один из прокуроров специально присутствует при рассмотрении вопроса о наказании. Обычный тариф штрафа - 137 евро. Решение о наложении штрафа можно оспорить в суде, но это весьма проблематично. Если же нарушитель не выплачивает штраф в течение трех месяцев, все его счета блокируются или арестовываются. За несколько лет работы радаров на некоторых участках аварийность снизилась с 2000 нарушений в день до 100.
«Южнокорейская система». Изучают в ДОБДД и экзаменационный опыт Кореи. Особенность этой системы заключается в том, что обучение, как и экзамены, абсолютно прозрачны: сначала будущий водитель проходит обучение на компьютерном тренажере в течение 20 часов и только после этого может пересесть на настоящую машину. Но дело даже не в этом - каждое действие (правильно или нет) сразу же фиксируется на специальную магнитную карту. Сдача экзаменов происходит без участия полиции и инструкторов: бортовой компьютер четко фиксирует все нарушения и сам выносит решение - получил человек права или нет?
«Германская система» наиболее пригодна в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - начиная с детского сада детишек обучают в специальных автомобильных центрах, где они учатся не только правильно переходить дорогу, но и ездить. Причем ездить не только на велосипедах, но и на специальных электромобилях - точных копиях настоящих машин. Дети не просто катаются по дорогам абы как: все дорожки размечены и снабжены светофорами, и уже с младых ногтей маленькие немцы учатся соблюдать правила дорожного движения и как пешеходы, и как водители.
«Американо-канадская система» поэтапной подготовки водителей применяется также и в Новой Зеландии. Суть ее заключается в том, что ни один водитель сразу не получает полного права управлять автомобилем. Конечно, водительское удостоверение человек получает, но он обязан отъездить несколько месяцев хотя и самостоятельно, но с инструктором. Потом можно уже ездить без инструктора, но только не ночью и только с ограниченным числом пассажиров. И только после этого водитель получает удостоверение стандартного образца. То есть практически год он вынужденно на практике проходит этапы от простого к сложному, пока не выучит все нюансы управления автомобилем досконально, чтобы при езде в сложных условиях свести риск аварии к минимуму. Вероятнее всего, через несколько лет в той или иной форме ДОБДД России применит все эти заграничные методы на практике. Вопрос, правда, в каком соотношении.
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»